Главная                      Новости                     Статьи                      Архив      Мнения


Несколько соображений и системе авторского права

  1. Основой новой системы авторского права в цифровую эру должна стать объективная истина - информация  (научно техническая, культурная, отражающая повседневную жизнь общества и т .д.)  по своей природе носит социальный характер. Информация только тогда имеет ценность, когда она служит общественным потребностям, потребностям какой либо целевой группы. Ошибочно отождествлять информационный продукт и материальную вещь. Если вы имеете одну или сколько угодно много вещей в личном пользовании, это не является предметом общественного интереса. Но если вы выступаете как автор произведения, ваша главная задача сделать произведение предметом общественного интереса, иначе весь ваш труд бессмыслен. Владелец вещественного предмета теряет ценность этого предмета вместе с самой вещью. Держатель информационного продукта ничего не теряет, если этим продуктом пользуются также и другие люди. Вопрос сводится, таким образом, к проблеме вознаграждения и общественного признания автора за его труд. 
  2. Существующая система авторского права делает основным бенефициаром не столько автора, сколько посредника на рынке - аудио и видео записывающую корпорацию, издательство и т.д. Это верно даже в тех случаях, когда произведения авторов получили всемирное признание.  При немалом денежном вознаграждении автора, рыночные посредники получают во много раз больше.
  3. Существующая система авторского права нуждается в серьезной корректировке еще и в результате технологических достижений цивилизации. Коллизии, возникающие, вокруг авторского права связаны еще и с тем, что современные цифровые технологии позволяют практически всем и каждому создавать копии продукта с минимумом затрат. Это принципиальное отличие от индустриальной эпохи, в которой основным носителем информации  являлась книга, воспроизвести копию которой для рядового потребителя было практически невозможно.
  4. Корпорации, действующие на рынке интеллектуальной продукции, поставляют авторов в зависимость не только в плане денежного вознаграждения, но и что важнее, в плане содержания произведений. В этом смысле корпорации представляют постоянную величину с долговременной политикой отбора произведений. Современная экономика стремится функционировать в более или менее управляемом режиме, не только следуя спросу, но и сознательно воздействуя на его формирование (маркетинг).
  5. Естественное стремление любого рыночного агента - извлечение максимальной прибыли из своей экономической деятельности. С точки зрения корпораций реализация интеллектуального продукта ничем не отличается от реализации презервативов, автомобилей, одежды и т.п. Отсюда идет интенция отождествить интеллектуальный и материальный продукт. 
  6. Стремление корпораций отождествить интеллектуальный и материальный продукт, как в общественном правосознании, так и формальном праве фактически приводит к отрицательным последствиям для общества в целом. К числу этих последствий относится:
    1. Значительное замедление темпов роста научно технического прогресса. Примеры: патентные монополии, закрытые исходные коды программ, закрытые форматы файлов и т.д.
    2. Застой, а то и регресс человеческой культуры. Культивирование низких культурных запросов у широких масс потребителей.
    3. Ненужные обществу издержки, связанные с разрастанием контролирующего и  репрессивного аппарата.
  7. В качестве меры по устранению этих негативных явлений могла бы выступить социализация авторского права. Она подразумевает установление справедливого баланса между интересами общества и автора. Управление авторскими правами могло бы взять на себя государство, либо признанная некоммерческая организация.
  8. В правовой сфере необходимо четкое разграничение принципиально различной природы интеллектуального и материального продукта.  
  9. В общественном мнении и, следовательно, правосознании общества должна возобладать не точка зрения групповых коммерческих интересов корпораций, но точка зрения, отражающая баланс интересов автора и общества.
  10.  Свобода человека пользоваться информацией в некоммерческих, образовательных и ознакомительных целях должна быть твердо гарантирована.                    Falke  

Прислано по электронной почте

Выскажите ваше мнение на форуме

 

 Назад