Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

Пошлость? Напишите в прокуратуру!

Реклама на грани

17.03.2008 16:09 | BBCRussian.com

Регионы России ведут войну с "неэтичной рекламой"

Необычный скандал разразился в Нижнем Новгороде. Местная общественность посчитала возмутительным использование образа медсестры в рекламе стриптиз-клуба с символичным названием "03".

Нижегородский случай - далеко не первый в крестовом походе россиян против рекламной продукции, которую называют безвкусной, пошлой и зачастую неэтичной.

Нижегородские общественники забили тревогу, когда узнали, что по соседству с подростковым диспансерным отделением городской наркологической больницы открывается стриптиз-клуб. Катализатором всеобщего возмущения стала и появившаяся вскоре вывеска, на которой, помимо названия "03", было использовано изображение медсестры, и значилась надпись "Приемный покой". Всю эту композицию венчал красный крест.

По мнению руководителя местной общественной организации "Родители против наркотиков" Марины Васильевой, подобная символика не должна использоваться в рекламных целях. "Все люди привыкли к тому, что 03 - это телефон "скорой помощи". В таких вещах нельзя создавать путаницу", - уверена Васильева.

Впрочем, у представителей клуба свое мнение на этот счет. "Подобная стилизация выглядит неординарно. Никаких ассоциативных связей с медициной здесь искать не следует, - заявляет совладелец клуба Инесса Лейрих. - Мы ведь тоже оказываем людям помощь - повышаем им настроение".

В конечном итоге полемика вылилась в дело об административном правонарушении. Теперь экстравагантным рекламистам грозит штраф в размере от 40 до 500 тысяч рублей.

Нижегородское дело - далеко не единственный случай преследования "рискованной" рекламы в российских регионах.

На грани фола

В Удмуртии рекламные объявления стали причиной серьезного разбирательства республиканской антимонопольной службы. Внимание специалистов ведомства привлекли растяжки, размещенные мебельным салоном: в рекламе девушка в расстегнутой куртке демонстрировала полуобнаженную грудь, недвусмысленно призывая - "Займемся этим?!.. ремонтом".

Схожий прецедент не столь давно можно было наблюдать и в Ульяновске. На центральных улицах города появились билборды с изображением сексапильной девушки в нижнем белье и надписью, выведенной в две строки: "А у вас стоит пластиковое окно?"

Эксперты, впрочем, склонны считать, что подобная реклама эксплуатирует вкусы большинства людей.

"Производители на самом деле дают людям то, что им требуется. Если бы все хотели видеть на рекламных щитах выдержки из классики, никто бы, естественно, не стал возражать против этого, - уверена специалист в области наружной рекламы Алена Двойнова. - Следует констатировать, что тот примитивизм, который мы сейчас наблюдаем, вполне удовлетворяет потребности большинства".

В Самаре, например, до сих пор вспоминают, как всеобщими усилиями "одевали" барышню, изображенную на билборде и рекламирующую анатомические матрацы.

Убрать фривольную даму потребовали представители православной общественности. Озорная девушка с рекламных щитов не пропала, зато вскоре стала соответствовать необходимым этическим нормам - ей нарисовали черный закрытый купальник.

В Нижнем Новгороде местные жители тоже пожаловались властям на чересчур эпатажную рекламу. На календаре местного фотоцентра был изображен обнаженный красавец, прикрывающий причинное место табличкой с игривым слоганом "Открой большой секрет цифровой фотографии".

Борцы за чистоту рекламной продукции из различных российских регионов сетуют преимущественно на схожие проблемы. "Рекламисты предпочитают делать ставку на низменные инстинкты человека. В их представлении достаточно разместить изображение обнаженной женской груди - и успех гарантирован", - считает лингвист Михаил Семенов.

Недавно в Ульяновске неудачная реклама явилась причиной конфликта "по расовому признаку".

Студент из Африки, обучающийся в местном университете, обратился в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с жалобой на размещенную на городских билбордах рекламу автосервиса со слоганом "Пашем, как "негры".

В ФАС встали на сторону оскорбленного студента, признав его претензии законными. Рекламные щиты решили демонтировать.

Директор автосервиса Алексей Рыжиков в свою очередь заявил, что крамолы в рекламе нет. "Мы просто хотели дать понять нашим клиентам, что работаем, не покладая рук", - пояснил Рыжиков.

Не животные, а закуска!

Не обходится на современном рекламном поле и без курьезов. На протяжении нескольких месяцев на улицах Ставрополя можно было увидеть рекламные щиты с надписью: "Вы уху ели?". Далее следовали координаты кафе-бара "Казачок", в котором, собственно, эта уха и подавалась. Публика реагировала на рекламу в основном положительно.

Однако в краевом управлении ФАС посчитали, что реклама бара выглядит крайне вызывающе и оскорбительно. "Согласно законодательству, реклама, содержащая оскорбительные слова, является неэтичной", - пояснили BBCRussian.com в краевом УФАС. В итоге дело закончилось тем, что кафе было оштрафовано на сумму в 40 тысяч рублей.

Адвокаты рестораторов, впрочем, говорят, что фонетическая сторона вопроса не должна была лечь в основу претензий. "Как известно, каждый думает в меру своей испорченности, - говорит адвокат Михаил Федоренко. - На мой взгляд, бар оштрафовали абсолютно несправедливо, ведь неблагозвучное сочетание на самом деле состояло из вполне приличных слов".

Необычное судебное разбирательство на рекламной почве состоялось и в Ульяновской области. Димитровградский пивоваренный завод "Трехсосенский" был оштрафован на 80 тыс. рублей за использование в рекламе образов животных.

"В рекламе использовано изображение трех раков, совершающих действия, присущие человеку, - один рак, держа бутылку пива, наливает напиток в кружку, второй держит клешнями кружку за ручку, третий через прозрачное стекло кружки смотрит на налитое в кружку пиво, - пояснили в местном УФАС. - Согласно законодательству в рекламе пива нельзя использовать образы людей и животных".

Суд принял сторону антимонопольной службы, но принципиальные пивовары решили отстаивать свои интересы до конца и подали кассационную жалобу. Возмущенный руководитель завода заявил, что "раки - не животные, а закуска", поскольку на рекламных баннерах они были изображены в вареном виде.

Правда, суд подобную точку зрения не принял, аргументировав это тем, что закон не делит животных на живых и мертвых.

Рекламная эпидемия?

Многие жители регионов всерьез озабочены тем, что происходит на рекламном рынке.

"Если подходить к вопросу с общечеловеческих позиций, то налицо полное отсутствие моральных и этических регуляторов. При желании можно арендовать десятки билбордов и размещать на них все, что душе угодно, - поясняет представитель одного из самарских рекламных агентств Антон Евдокимов. - Рекламисты зачастую идут на размещение пошлой и отчасти оскорбительной рекламы потому, что учитывают в своем тарифе сумму возможного штрафа. При таком раскладе им бояться нечего".

Генеральный директор ульяновской рекламной группы "ЛИГО" Руслан Закиров придерживается вполне определенного мнения - реклама считается качественной до тех пор, пока на нее "клюют" потребители. "Преобладающий сегодня принцип таков - реклама должна задевать, будоражить! Если этого не происходит, значит, реклама не удалась", - считает Закиров.

Лидер общественной организации "Родительское собрание" Константин Долинин с подобным подходом категорически не согласен. "У нас есть образцы рекламы, которая была успешной и пристойной одновременно, - заявляет общественник. - А то получается, что успехом пользуются только обнаженные части тела и неприличные призывы".

Михаил Белый

BBCRussian.com

 

Copyright © 1996-2008 ООО "Рамблер Интернет Холдинг"

 

 

Уважаемые посетители сайта!

Хватить молчать! Призываю Вас начать борьбу за наших детей!

Если Вам встретятся возмущающие Вас печатные, аудио- или видеоматериалы, публикации в прессе, теле и радиопередачи, кинофильмы и другие информационные продукты, потому что они оказывают вредное воздействие на детей, просим Вас подготовить в письменном виде и отослать жалобы в Россвязьохранкультуру и по месту Вашего жительства в областную (краевую, республиканскую) прокуратуру.

 

Письма следует направлять в областную (краевую, республиканскую) прокуратуру (для жителей Москвы в прокурору г. Москвы  Семину Юрию Юрьевичу. Адрес: 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 27) и в Россвязьохранкультуру (Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, ее руководителю Боярскову Борису Антоновичу. Адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский пр. д. 7, стр. 2).

 Л.Л.Ефимова, юрист, эксперт по информационной безопасности

 

Выскажите ваше мнение на форуме. 
 
 

         Назад