Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература
Огонь на Святой Земле

 

Последние месяцы противостояние палестинцев и израильтян, обострившееся в результате блокады сектора Газа, попыток обстрела оттуда израильских территорий, нападений израильтян на жителей этого фрагмента Палестинского государства - дополнилось разрывом между ХАМАС, взявшим власть в Газе, и ФАТХом, сохранившим контроль над Западным берегом Иордана. И лишь недавно эти две палестинские организации, делящие власть над Палестиной, договорились о взаимодействии.

Мы публикуем несколько материалов, присланы из Израиля, "с еврейской стороны". Мира хотят все. Кроме власть имущих.

"Здравствуйте, Хамас",

Ури Авнери, 1.03.2008


О чем, как и почему стоит говорить с Хамасом?

 


Мы, израильтяне, живем в мире призраков и чудовищ. Мы ведем войну не против конкретного человека или организации, а против дьяволов и злых духов, собравшихся нас уничтожить. Это – война между Детьми Света и Детьми Тьмы, между абсолютным злом и абсолютным добром. Так она представляется нам, и так же точно – другой стороне.

Давайте перенесем эту войну из виртуальных сфер на твердую почву реальности. Если мы не сумеем вырваться из царства ужасов и кошмаров, у нас не будет не только разумной политики, но даже и рациональной дискуссии.

После победы Хамаса на выборах движение `Гуш Шалом` сказало, что мы должны вести с ним переговоры. Со всех сторон на меня посыпались вопросы. Вот некоторые из них:

- Вы – за Хамас?

Совсем нет. Мои убеждения глубоко секулярны. Я против любой идеологии, которая смешивает политику с религией – будь то иудаизм, ислам или христианство, в Израиле, арабском мире или Америке.

Но это не является для меня препятствием для переговоров с Хамасом, ведь я говорил и с другими людьми, с которыми я не согласен. Это не помешало мне ходить к ним в гости, обмениваться с ними мыслями и стараться понять их. Иногда мне это удавалось, иногда – нет.

- Говорят, Хамас был создан Израилем. Так ли это?

Израиль не создал Хамас, но он, безусловно, помогал этому движению на начальных этапах его существования.

В течение первых 20 лет оккупации израильское руководство видело в Организации Освобождения Палестины своего злейшего врага. Поэтому оно поощряло палестинские организации, которые, по его мнению, могли подорвать ООП. Израильская разведка, которая в последние 20 лет почти всегда ошибалась в прогнозах событий в арабском мире, ошиблась и на этот раз. Они думали, что появление исламистской организации ослабит секулярную ООП. И, в то время, как военная администрация оккупированных территорий бросала в тюрьму любого, кто занимался политикой – даже если он был борцом за мир – она не трогала религиозных активистов. Мечети стали единственным местом, где палестинцы могли собраться и спланировать политическую акцию.

Официально Хамас был создан в самом начале первой интифады, в конце 1987 года. Служба безопасности Израиля (известная как ШАБАК или Шин-Бет) обращалась с ним весьма мягко. Только год спустя она арестовала создателя Хамаса, шейха Ахмеда Ясина.

Ирония состоит в том, что сейчас израильское руководство, наоборот, поддерживает ООП в надежде подорвать Хамас. Нет лучшего свидетельства недалекости наших `экспертов по арабским делам`, проистекающей из высокомерия и неуважения к другому. Хамас гораздо опаснее для Израиля, чем когда-либо была ООП.

- Хамас победил на выборах. Говорит ли это о повышении религиозности палестинского общества?

- Не обязательно. Палестинский народ не проснулся однажды утром религиозным.

Действительно, в нашем регионе, от Турции до Йемена и от Марокко до Ирака, проходит процесс медленной исламизации. Это – реакция молодого поколения арабских стран на неспособность секулярного национализма решить их национальные и социальные проблемы. Но не это стало причиной `землетрясения` в палестинском обществе.

- Почему же тогда Хамас выиграл выборы?

- Тому было несколько причин. Главной причной стала растущая убежденность палестинцев в том, что они никогда ничего не получат от израильтян, если не будут прибегать к насилию. После смерти Ясера Арафата многие палестинцы верили, что, если они изберут на президентский пост Махмуда Аббаса, американцы и израильтяне дадут ему то, чего не дали Арафату. Однако затем они обнаружили, что случилось прямо противоположное: настоящих переговоров не велось, зато поселения расли с каждым днем.

И они сказали себе: если мирный путь никуда не ведет, выбора нет: надо использовать насилие. А если будет война, у нас нет воинов храбрее, чем Хамас.

К тому же коррупция в высших эшелонах Фатха достигла таких размеров, что вызывала отвращение у большинства палестинцев. Пока был жив Арафат, он еще как-то терпели коррупцию, потому что все знали, что сам он был честным человеком, и его значение для националиной борьбы затмевало недостатки его администрации. После смерти Арафата стало невозможным продолжать терпеть коррупцию. С другой стороны, у Хамаса была репутация `чистого` движения с неподкупными лидерами. Созданные Хамасом социальные и образовательные институты, получавшие средства, в основном, из Саудовской Аравии, пользовались большим уважением. Хамасу помог во время выборов и внутренний раскол в Фатхе.

В предыдущих выборах Хамас участия не принимал, но все, включая самих хамасников, считали, что их поддерживает только 15-25% электората.

- Можно ли ожидать, что палестинцы сами скинут Хамас?

- Пока продолжается оккупация, таких шансов нет. Один израильский генерал сказал на этой неделе, что, если израильская армия перестанет действовать на Западном берегу, Хамас сменит Аббаса и там.

Администрация Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) стоит на глиняных ногах, `приделанных` Америкой и Израилем. Если в один прекрасный день палестинцы потеряют доверие, которое они да сих пор сохраняют к Аббасу, его власть обрушится.

- Но как можно достичь соглашения с организацией, заявляющей, что она никогда не признает Израиль, хартия которой призывает к разрушению еврейского государства?

- Вся эта история с `признанием еврейского государства` – лишь повод для того, чтобы не начинать диалог. Мы не нуждаемся ни в чьем `признании`. Когда США начали диалог с Вьетнамом, они не требовали, чтобы он признал Америку англо-саксонской, христианской или капиталистической страной.

Если А. Подписывает соглашение с Б., это означает, что А. признает Б. Все остальное – софистика.

Суета же вокруг хартии Хамаса в свою очередь напоминает шум, поднятый когда-то вокруг хартии ООП. Этот не имеющий особой важности документ годами использовался нашими руководителями в качестве предлога для отказа вести переговоры с ООП. Чтобы заставить ООП отменить его, перевернули весь мир. И ко помнит об этом сегодня? Важнео, что происходит сегодня и будет происходить завтра. Вчерашние бумаги никому не нужны.

- О чем мы должны говорит с Хамасом?

- Прежде всего, о прекращении огня. Когда рана кровоточит, нужно сначала остановить кровотечение, чтобы можно было лечить саму рану.

Хамас предлагал прекращение огня много раз. Оно означало бы прекращение любых агрессивных действий с обеих сторон: обстрелы ракетами `кассам` и `град` со стороны Хамаса, и прекращение `точечных ликвидаций`, военных набегов и экономической блокады со стороны Израиля. Переговоры должны проводиться египтянами, особенно потому, что они должны были бы открыть границу между Газой и Египтом. Газа должна получить свободу сношений с внешним миром по земле, воде и воздуху.

Если Хамас потребует распространить договор о прекращении огня и на Западный берег, это также должно обсуждаться. Это потребовало бы тройственных переговоров: МЕЖДУ Израилем, Хамасом и Фатхом.

- Не использует ли Хамас прекращение огня, чтобы получше вооружиться?

- Разумеется, использует. То же самое сделает и Израиль. Возможно, мы найдем также способ защиты от ракет короткого радиуса действия.

- Если прекращение огня вступрит в силу и будет соблюдаться, что должно быть следующим шагом?

- Перемирие – `худна` по-арабски.

`Худна` – это альтернатива миру. Ее концепция укоренена в мусульманской традиции. Сам пророк Магомет заключил худну с правителями Мекки, с которыми он воевал после своего бегства в Медину. Кстати, еще до того, как срок той худны истек, жители Мекки приняли ислам и пророк вошел в город мирно. Худна – это религиозный обычай, и его нарушение верующими невозможно.

Худна может продолжаться десятилениями и продлеваться без ограничений. Длительная худна – это, практически, мир.

- Ну, а официальный мир – невозможен?

- И здесь есть выход из положения. Хамас заявил в свое время, что он не будет возражать, если Аббас поведет переговоры о мире, при условии, что достигнутое соглашение будет выставлено на плебисцит. Если палестинский народ его поддержит, Хамас заявляет, что он примет волю народа.

- Почему Хамас с этим смирится?

- Как любая политическая организация в Палестине, Хамас стремится к власти в палестинском государстве, которое должно быть создано в границах 1967 года. Для этого ему необходимо доверие большинства. Нет никакого сомнения, что большинство палестинцев хотят собственного государства и мира. Хамасу это хорошо известно. Он не предпримет ничего, что бы оттолкнуло от него бОльшую часть народа.

- А какую роль играет во всем этом Махмуд Аббас?

- На него должно быть оказано давление с целью достижения соглашения с Хамасом, на основе соглашения, достигнутого ранее в Мекке. Мы считаем, что в интересах Израиля вести переговоры с палестинским правительством, включающим оба больших движения, потому что в этом случае достигнутое соглашение будет принято почти всеми палестинцами.

- Не работает ли время на нас?

- Мы в организации `Гуш Шалом` в течение многих лет пытались убедиь народ Израиля: давайте договариваться о мире с секулярным лидером, Ясером Арафатом, потому что в противном случае национальный конфликт перейдет в религиозный. К сожалению, это пророчество сбылось. Те, кто не хотели иметь дело с ООП, получили Хамас. Если мы теперь не достигнем соглашения с Хамасом, нам придется столкнуться с еще более экстремистскими исламскими организациями, вроде афганского Талибана.

 

Вот как это выглядит в жизни

ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Больная умерла после того, как израильская армия не позволила "скорой" забрать ее в больницу

"Ройтерс" – "Ха-Арец", 15.02.2008


Израиль заявляет, что он должен защищать своих граждан от террористов-самоубийц. Поэтому больную не пустили в больницу в Туль-Кареме?

 


Палестинская женщина, которую не пропустили к ожидавшей ее на блокпосту машине `скорой помощи`, умерла в четверг в своей деревне на Западном Берегу. Об этом сообщил местный врач и ее родственники.

Свидетели рассказывают, что муж покойной Фаузии Куэбб умолял солдат на блокпосту Джарушийя возле Туль Карема пропустить его жену к машине `скорой помощи`, ожидавшей ее, чтобы отвезти в палестинскую больницу. Солдаты проигнорировали его просьбы.

Источник в Армии Обороны Израиля заявил, что солдаты на блокпосту не знали о критическом состоянии женщины, поскольку ее семья не проинформировала оффис местного военного координатора по гуманитарным случаям, что за ней должен приехать амбуланс.

По сообщению из армейских источников, армия закрыла весь север Западного Берега из-за опасения возможной атаки палестинцев. Свидетели говорят, что Израиль повысил состояние готовности, из-за чего тысячам жителей Западного Берега пришлось ожидать на блокпостах под проливным дождем.

Родственники Фаузии Куэбб из деревни Дир аль-Госун в районе Туль Карема рассказали, что они вызвали `скорую`, но солдаты на блокпосту не пропустили ее и не позволили забрать 67-летнюю женщину.

`Я просил офицера разрешить нам пройти, но он отказал`, - говорит муж покойной, Махмуд Юсеф Куэбб.

Махмуд говорит, что после того, как он пытался уговорить солдат в течение 20 минут, он отвел свою страдающую жену обратно в деревню, к местному врачу, которому не удалось спасти ее жизнь.

Сельский врач, Абдель Фаттах эль-Дарак, сказал: `У нее был инфаркт, и ей требовалась срочная помощь в условиях больницы. Если бы она добралась до больницы, она могла бы остаться в живых`. Куэбб говорит, что его жена, сердечная больная, незадолго до этого была выписана из больницы в Туль-Кареме в хорошем состоянии.

Правозащитные организации зарегистрировали с начала палестинского восстания в 2000 году немало случаев, когда больные палестинцы умирали из-за отказа солдат на блокпостах дать им пройти.

Израиль заявил, что в случаях гуманитарной необходимости он пропускает людей через блокпосты.

Палестинцы и правозащитники заявляют, что система блокпостов является мерой коллективного наказания. Израиль заявляет, что он должен защищать своих граждан от террористов-самоубийц.

 

С сайта "Перспектива" (Израиль)


 

Выскажите ваше мнение на форуме. 
 
 

         Назад