Мы, израильтяне, живем в мире призраков и
чудовищ. Мы ведем войну не против конкретного
человека или организации, а против дьяволов и
злых духов, собравшихся нас уничтожить. Это –
война между Детьми Света и Детьми Тьмы, между
абсолютным злом и абсолютным добром. Так она
представляется нам, и так же точно – другой
стороне.
Давайте перенесем эту войну из виртуальных сфер
на твердую почву реальности. Если мы не сумеем
вырваться из царства ужасов и кошмаров, у нас не
будет не только разумной политики, но даже и
рациональной дискуссии.
После победы Хамаса на выборах движение `Гуш
Шалом` сказало, что мы должны вести с ним
переговоры. Со всех сторон на меня посыпались
вопросы. Вот некоторые из них:
- Вы – за Хамас?
Совсем нет. Мои убеждения глубоко секулярны. Я
против любой идеологии, которая смешивает
политику с религией – будь то иудаизм, ислам или
христианство, в Израиле, арабском мире или
Америке.
Но это не является для меня препятствием для
переговоров с Хамасом, ведь я говорил и с
другими людьми, с которыми я не согласен. Это не
помешало мне ходить к ним в гости, обмениваться
с ними мыслями и стараться понять их. Иногда мне
это удавалось, иногда – нет.
- Говорят, Хамас был создан Израилем. Так ли
это?
Израиль не создал Хамас, но он, безусловно,
помогал этому движению на начальных этапах его
существования.
В течение первых 20 лет оккупации израильское
руководство видело в Организации Освобождения
Палестины своего злейшего врага. Поэтому оно
поощряло палестинские организации, которые, по
его мнению, могли подорвать ООП. Израильская
разведка, которая в последние 20 лет почти
всегда ошибалась в прогнозах событий в арабском
мире, ошиблась и на этот раз. Они думали, что
появление исламистской организации ослабит
секулярную ООП. И, в то время, как военная
администрация оккупированных территорий бросала
в тюрьму любого, кто занимался политикой – даже
если он был борцом за мир – она не трогала
религиозных активистов. Мечети стали
единственным местом, где палестинцы могли
собраться и спланировать политическую акцию.
Официально Хамас был создан в самом начале
первой интифады, в конце 1987 года. Служба
безопасности Израиля (известная как ШАБАК или
Шин-Бет) обращалась с ним весьма мягко. Только
год спустя она арестовала создателя Хамаса,
шейха Ахмеда Ясина.
Ирония состоит в том, что сейчас израильское
руководство, наоборот, поддерживает ООП в
надежде подорвать Хамас. Нет лучшего
свидетельства недалекости наших `экспертов по
арабским делам`, проистекающей из высокомерия и
неуважения к другому. Хамас гораздо опаснее для
Израиля, чем когда-либо была ООП.
- Хамас победил на выборах. Говорит ли это о
повышении религиозности палестинского общества?
- Не обязательно. Палестинский народ не
проснулся однажды утром религиозным.
Действительно, в нашем регионе, от Турции до
Йемена и от Марокко до Ирака, проходит процесс
медленной исламизации. Это – реакция молодого
поколения арабских стран на неспособность
секулярного национализма решить их национальные
и социальные проблемы. Но не это стало причиной
`землетрясения` в палестинском обществе.
- Почему же тогда Хамас выиграл выборы?
- Тому было несколько причин. Главной причной
стала растущая убежденность палестинцев в том,
что они никогда ничего не получат от израильтян,
если не будут прибегать к насилию. После смерти
Ясера Арафата многие палестинцы верили, что,
если они изберут на президентский пост Махмуда
Аббаса, американцы и израильтяне дадут ему то,
чего не дали Арафату. Однако затем они
обнаружили, что случилось прямо противоположное:
настоящих переговоров не велось, зато поселения
расли с каждым днем.
И они сказали себе: если мирный путь никуда не
ведет, выбора нет: надо использовать насилие. А
если будет война, у нас нет воинов храбрее, чем
Хамас.
К тому же коррупция в высших эшелонах Фатха
достигла таких размеров, что вызывала отвращение
у большинства палестинцев. Пока был жив Арафат,
он еще как-то терпели коррупцию, потому что все
знали, что сам он был честным человеком, и его
значение для националиной борьбы затмевало
недостатки его администрации. После смерти
Арафата стало невозможным продолжать терпеть
коррупцию. С другой стороны, у Хамаса была
репутация `чистого` движения с неподкупными
лидерами. Созданные Хамасом социальные и
образовательные институты, получавшие средства,
в основном, из Саудовской Аравии, пользовались
большим уважением. Хамасу помог во время выборов
и внутренний раскол в Фатхе.
В предыдущих выборах Хамас участия не принимал,
но все, включая самих хамасников, считали, что
их поддерживает только 15-25% электората.
- Можно ли ожидать, что палестинцы сами скинут
Хамас?
- Пока продолжается оккупация, таких шансов нет.
Один израильский генерал сказал на этой неделе,
что, если израильская армия перестанет
действовать на Западном берегу, Хамас сменит
Аббаса и там.
Администрация Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) стоит
на глиняных ногах, `приделанных` Америкой и
Израилем. Если в один прекрасный день палестинцы
потеряют доверие, которое они да сих пор
сохраняют к Аббасу, его власть обрушится.
- Но как можно достичь соглашения с
организацией, заявляющей, что она никогда не
признает Израиль, хартия которой призывает к
разрушению еврейского государства?
- Вся эта история с `признанием еврейского
государства` – лишь повод для того, чтобы не
начинать диалог. Мы не нуждаемся ни в чьем
`признании`. Когда США начали диалог с
Вьетнамом, они не требовали, чтобы он признал
Америку англо-саксонской, христианской или
капиталистической страной.
Если А. Подписывает соглашение с Б., это
означает, что А. признает Б. Все остальное –
софистика.
Суета же вокруг хартии Хамаса в свою очередь
напоминает шум, поднятый когда-то вокруг хартии
ООП. Этот не имеющий особой важности документ
годами использовался нашими руководителями в
качестве предлога для отказа вести переговоры с
ООП. Чтобы заставить ООП отменить его,
перевернули весь мир. И ко помнит об этом
сегодня? Важнео, что происходит сегодня и будет
происходить завтра. Вчерашние бумаги никому не
нужны.
- О чем мы должны говорит с Хамасом?
- Прежде всего, о прекращении огня. Когда рана
кровоточит, нужно сначала остановить
кровотечение, чтобы можно было лечить саму рану.
Хамас предлагал прекращение огня много раз. Оно
означало бы прекращение любых агрессивных
действий с обеих сторон: обстрелы ракетами
`кассам` и `град` со стороны Хамаса, и
прекращение `точечных ликвидаций`, военных
набегов и экономической блокады со стороны
Израиля. Переговоры должны проводиться
египтянами, особенно потому, что они должны были
бы открыть границу между Газой и Египтом. Газа
должна получить свободу сношений с внешним миром
по земле, воде и воздуху.
Если Хамас потребует распространить договор о
прекращении огня и на Западный берег, это также
должно обсуждаться. Это потребовало бы
тройственных переговоров: МЕЖДУ Израилем,
Хамасом и Фатхом.
- Не использует ли Хамас прекращение огня, чтобы
получше вооружиться?
- Разумеется, использует. То же самое сделает и
Израиль. Возможно, мы найдем также способ защиты
от ракет короткого радиуса действия.
- Если прекращение огня вступрит в силу и будет
соблюдаться, что должно быть следующим шагом?
- Перемирие – `худна` по-арабски.
`Худна` – это альтернатива миру. Ее концепция
укоренена в мусульманской традиции. Сам пророк
Магомет заключил худну с правителями Мекки, с
которыми он воевал после своего бегства в
Медину. Кстати, еще до того, как срок той худны
истек, жители Мекки приняли ислам и пророк вошел
в город мирно. Худна – это религиозный обычай, и
его нарушение верующими невозможно.
Худна может продолжаться десятилениями и
продлеваться без ограничений. Длительная худна –
это, практически, мир.
- Ну, а официальный мир – невозможен?
- И здесь есть выход из положения. Хамас заявил
в свое время, что он не будет возражать, если
Аббас поведет переговоры о мире, при условии,
что достигнутое соглашение будет выставлено на
плебисцит. Если палестинский народ его
поддержит, Хамас заявляет, что он примет волю
народа.
- Почему Хамас с этим смирится?
- Как любая политическая организация в
Палестине, Хамас стремится к власти в
палестинском государстве, которое должно быть
создано в границах 1967 года. Для этого ему
необходимо доверие большинства. Нет никакого
сомнения, что большинство палестинцев хотят
собственного государства и мира. Хамасу это
хорошо известно. Он не предпримет ничего, что бы
оттолкнуло от него бОльшую часть народа.
- А какую роль играет во всем этом Махмуд Аббас?
- На него должно быть оказано давление с целью
достижения соглашения с Хамасом, на основе
соглашения, достигнутого ранее в Мекке. Мы
считаем, что в интересах Израиля вести
переговоры с палестинским правительством,
включающим оба больших движения, потому что в
этом случае достигнутое соглашение будет принято
почти всеми палестинцами.
- Не работает ли время на нас?
- Мы в организации `Гуш Шалом` в течение многих
лет пытались убедиь народ Израиля: давайте
договариваться о мире с секулярным лидером,
Ясером Арафатом, потому что в противном случае
национальный конфликт перейдет в религиозный. К
сожалению, это пророчество сбылось. Те, кто не
хотели иметь дело с ООП, получили Хамас. Если мы
теперь не достигнем соглашения с Хамасом, нам
придется столкнуться с еще более экстремистскими
исламскими организациями, вроде афганского
Талибана.
|