Великий исход из Москвы
Выступая на Втором московском форуме лидеров рынка недвижимости 12-14
декабря 2007 г. в Экспоцентре на Красной Пресне советник руководителя
департамента градостроительной политики развития и реконструкции Москвы
Алексей Шепель, заявил, что столице катастрофически не хватает земли для
реализации программ по расселению ветхих и пятиэтажных домов, а также для
предоставления социального жилья очередникам.
"Таким образом, другого пути, как идти в соседние регионы для решения
социальных задач, у правительства Москвы не остается", констатировал он.
Шепель пояснил, что для реализации этой задачи уже сейчас правительство
Москвы ведет работу по подбору земельных участков на территории Ярославской,
Тверской, Рязанской и Калужской областей.
Земли в столице не хватает и для строительства элитного жилья. Однако
основной объем жилья в городе строится для богатых. По данным
вице-президента Московской ассоциации реэлторов Юрия Карамаликова, в
настоящее время на долю столичных новостроек приходится 11% объектов
эконом-класса, еще 25% находятся на грани между эконом- и бизнес-классом,
порядка 52% новостроек относятся к сегменту бизнес-класса и, наконец, 13%
новых объектов - самые дорогие дома. При этом в течение двух-трех лет,
начиная с 2008 года, структура первичного рынка Москвы существенно
изменится. Ожидается, что к 2010 году новостройки распределятся всего по
двум сегментам 85% домов бизнес-класса и 15% топ-уровня. Новых домов
эконом-класса на рынке появляться не будет. Сегодня купить квартиру не в
центральных районах города могут от 5 до 7% москвичей, а в центре - лишь
единицы.
Однако по утверждениям В.Ресина картина со строительством жилья в городе
существенно отличается от описанной выше: при строительстве ежегодно около 5
млн. кв.м. жилья доля бесплатного жилья постоянно возрастает и в 2007 году
составила более 2, 2 млн. кв. м. или 44%. Для отселения примерно 176 тыс.
семей (659 тыс. жителей) очередников требуется около 10 млн. кв. м. жилья
при улучшении жилищных условий 12-15 тыс. семей ежегодно. Поскольку движение
очереди на жилье не контролируется общественностью, она сокращается крайне
медленно.
Куда же отселяются москвичи? Преимущественно в Московскую и другие соседние
с ней области. Качество жизни в столице не соответствует потребностям
обеспеченных людей, из-за чего уже в ближайшие 5-10 лет начнется массовое
переселение москвичей в Подмосковье, уверены эксперты компании "МИЭЛЬ". К
2012 году количество коттеджных поселков в Подмосковье вырастет в два с
половиной раза с 400 до 1000. Все более популярными становятся бизнес-парки,
где можно не только жить, но и работать, и отдыхать.
Бедные также будут переселяться в Московскую область.. - в многоквартирных
домах в экологически неблагополучных районах. ООО "Светлый город" построит в
2008-2010 годах экологически неблагополучном районе в г. Электроугли
Ногинского района Московской области, что в в 25 км. от МКАД, 1 млн.кв.м.
жилья для москвичей. В ближайшее время планируется масштабное строительство
в Люберцах. Там на месте бывших полей аэрации (отстойники канализационных
стоков) после необходимой рекультивации территорий вырастет новый жилой
район общей площадью более 5 млн кв. м.
Как заявил Ресин, запрет на точечное строительство не приведет к уменьшению
строительства жилья. Начиная с 1995 года все больше набирает темпы
комплексная реконструкция кварталом на место сносимых 5-и этажных зданий. На
очереди 9-12 этажные. Согласно данным БТИ, общий объем 5-этажного жилищного
фонда в Москве составляет около 37 млн. м2, а 9-12-этажного - 52 млн. То
есть 5-12 этажные жилые дома составляют почти половину жилищного фонда
города.
Комплексная реконструкция кварталов будет приоритетом в строительной
политике московских властей, заявил на Международном
инвестиционно-строительном форуме в российской столице руководитель
городского стройкомплекса Владимир Ресин.
Он отметил, что до 2020 года в Москве планируется построить и
реконструировать более 70 млн. квадратных метров жилья. Это чуть меньше
половины всего жилищного фонда города.
Как записано в постановлении Правительства Москвы от 30 марта 2004 г. N
178-ПП "О Среднесрочной программе капитального ремонта, модернизации,
реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации
территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006 годы" "В
капитальном ремонте, модернизации, реконструкции и реновации зданий,
сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки нуждается
порядка 500 городских кварталов из существующих 1800, что составляет около
30% общего числа кварталов жилой застройки города. Ежегодная потребность в
проведении этих работ составляет порядка 50 кварталов. Всего жилой фонд
Москвы насчитывает 192 млн. м2, из них в неудовлетворительном состоянии (с
износом от 40 до 60%) и в ветхом состоянии (износ более 61%) находятся около
28 млн. м2, что составляет около 15% всего жилищного фонда. Ежегодный
прирост неудовлетворительного жилья составляет около 3 млн. м2.
Увеличившиеся объемы строительства жилья в целом не компенсируют нарастание
объемов стареющего жилищного фонда", - говорит главный архитектор Москвы
Кузьмин.
Столичные власти планируют привлекать к комплексной реконструкции кварталов
управляющие компании, сообщила руководитель Департамента экономической
политики и развития (ДЭПР) Марина Оглоблина, пишет ИА "Интерфакс".
Решение о привлечение УК связано с трудностями, которые возникают у города в
процессе подготовки городских территорий к комплексной реконструкции.
"Прежде, чем приступать к запланированным в проекте сносам, нужно
урегулировать имущественные вопросы с правообладателями - владельцами
приватизированных квартир, собственниками нежилых помещений (офисов,
магазинов, предприятий бытового обслуживания). Это сложная и трудоемкая
задача", - говорит М.Оглоблина.
Взять на себя ее решение, по замыслу ДЭПРа, должны управляющие компании.
"Если проблемами собственников займутся городские чиновники, то работать
будет некому", - поясняет М.Оглоблина.
Управляющая компания, отобранная по результатам открытого конкурса, будет
реализовывать уже утвержденный правительством Москвы проект реконструкции
конкретной территории. Ее задача - определить порядок отселения, очередность
сноса, а также график ввода вновь построенных объектов.
Методы вытеснения бедных москвичей из города давно отработаны - это
ликвидация магазинов по доступным ценам, пожары в ветхих домах, повышение
цен на жилищно-коммунальные услуги, доведение домов до аварийных ситуаций
залитиями, разрушение соседними стройками, снижение норм по освещенности и
инсоляции уплотнительной застройкой и другие.
Нерегулируемое строительство элитного жилья веден к снижению площади
озелененных территорий, сносу памятников истории и культуры, ухудшению
транспортной ситуации, хроническим пробкам на дорогах. По мнению
специалистов Москва может остановиться и задохнуться в ближайшие 2-3 года,
если не принять экстренных мер. Уже сейчас вредные выбросы от автотранспорта
составляют 80% от всех выбросов в атмосферу. Решение транспортной проблемы
объявлено Мэром Москвы первоочередной задачей в 2008 году. Однако ее вряд ли
удастся решить, поскольку власти идут на поводу у строительного комплекса.
В октябре 2007 года Правительство Москвы утвердило программу капитального
ремонта жилья в столице на 2008-2014 годы. В ходе ее реализации будет
приведен в порядок практически каждый второй дом. Если до сих пор город
тратил на приведение жилья в порядок 2 миллиарда рублей в год, то в бюджете
уже 2008 года на эти цели заложено в 20 раз больше - 42 миллиарда рублей.
При этом в первоочередном порядке капитальный ремонт будут проводится в
домах ТСЖ, однако деньги не пойдут на счета ТСЖ и ТСЖ не станут заказчиками
на проведение работ. До сих пор средства на ремонт тратились управляющими
компаниями крайне неэффективно и нет никакой гарантии, что что-то
измениться. Если управляющая компания заинтересована в отселении москвичей
из жилого квартала, то она, естественна не заинтересована в проведении
качественного ремонта домов, скорее наоборот. Характерно, что лишь в
примерно 2% домов капитальный ремонт будет комплексным, в остальных
выборочным преимущественно с ремонтом фасадов и крыш.
Летом 2007 года Правительство Москвы приняло еще одну масштабную программу -
по созданию товариществ собственников жилья на 2007-2009 года и задании на
2010 год. За это время планируется создать ТСЖ практически в половине
многоквартирных домов города. Однако, выделив деньги на реализацию
программы, органы власти идут по пути создания подконтрольных ТСЖ, подбирая
в правление лояльных людей, в том числе из созданных на базе ДЕЗ и ЕИРЦ
Государственных учреждений инженерных служб районов.
Москва быстро становится городом для богатых. Цены на жилья в городе будут
продолжать расти. Ведущий аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник
прогнозирует увеличение цен на жилье в столице к концу 2008 года в два раза.
Рост цен на недвижимость привлекает в город богатых людей.
Одновременно растет разница в доходах богатых и бедных. В 2006 году
ежемесячный доход 10% самых богатых составлял около 130 тыс рублей, а самых
бедных - около 3 тысяч. Децильный коэффициент только за один год увеличился
на 3 пункта с 38 в 2005 году до 41 в 2006 (по другим оценкам до 50). При
том, что в развитых странах норма не превышает 7. Сегодня Москва - самый
богатый российский город. В столице сейчас примерно 25 долларовых
миллиардеров, что ставит Москву на второе место в мире после НЬЮ-Йорка, и
около 100 тысяч миллионеров. Бюджет города приближается к бюджету Нью-Йорка,
у которого он составляет 50 миллиардов долларов. Семьи с доходом менее 3
тысяч долларов в месяц составляют 97%.
Население города быстро растет. Генплан развития города, разрабатывавшийся в
начале 90-х годов прошлого века, предусматривал наличие в городе к 2020 году
8-9 миллионов человек. Однако совсем недавно мэр Москвы назвал уже цифру
фактически проживающих 12 миллионов. В 2007 году было выдано более 500 тысяч
разрешений на работу иммигрантам. Одновременно ежегодный приток богатых
иммигрантов, переезжающих в российскую столицу и подыскивающих в аренду
элитное жилье, составляет от 3,5 до 4,5 тыс. человек, сообщает
Luxury-Info..ru. Сегодня в Москве хотели бы жить около 70 миллионов человек
из России и стран СНГ, имеющие сбережения в размере от 150 тысяч долларов.
По прогнозам НИиПИ Генплана, к 2025 году численность населения Москвы может
превысить 25 млн. человек. Жилищное строительство в Москве привело к
существенному росту плотности населения: с 8215 чел./кв.км в 1990 г. до 9644
чел./кв.м в 2006 г. Вместе с тем, 20 июня 2007 года главный архитектор
столицы А.Кузьмин заявил, что плотность застройки микрорайонов столицы, при
которой жители будут чувствовать себя комфортно, должна составлять от 7 до
15 тыс. кв.м на гектар. И это при том, что сейчас по разным округам
плотность застройки колеблется от 4,8 в ЗАО до 12, 7 тыс, кв. м. на гектар в
ЦАО. При гипотетическом замораживании строительства в ЦАО, САО и СВАО и
доведении плотности застройки в остальных округах до 7 тыс. км.м. на га
дополнительно можно построить в городе более 25 млн кв.м. жилья, что
составит доходы строительных компаний в течение 5 лет более 100 млрд.
долларов (или упущенная выгода каждого из 10 млн. москвичей в размере 10
тыс. долларов). Сегодня плотность населения Москвы, зажатой МКАДом, в 3-4
раза превышает плотность европейских и американских городов с такой же
численностью населения.
Выводы:
1. В ближайшие 5 лет примерно трети малоимущего населения города грозит
отселение в неблагополучные районы Московской области и другие соседние с
областью регионы. Туда будут отселяться очередники, жители аварийных,
реконструируемых и сносимых домов.
2. Малоимущие москвичи вытесняются из города богатыми, для которых
строительный комплекс строит элитное жилье, спрос и стоимость на которое
постоянно растут. Соответственно быстрыми темпами растет население города
т.е. и его плотность. В погоне за наживой строители и чиновники идут на
уничтожение памятников истории и культуры города, сокращение озелененной
территории. Транспортная и экологическая обстановка быстро ухудшаются.
Пробки на дорогах города стали массовым и хроническим явлением., начинаясь в
центре города и выходя за пределы МКАД. Становится все более очевидным
неэффективность работы Правительства Москвы.
3. Точечное строительство будет сокращаться, но увеличатся объемы
строительства в результате комплексной реконструкции кварталов. К
комплексной реконструкции кварталов будут привлекаться частные управляющие
компании, входящие в холдинги крупных строительных фирм. Менеджеры этих фирм
и компаний не заинтересованы в проживании малоимущих москвичей в городе и
ради прибыли будут стремиться максимально быстро отселять жителей в
неблагополучные районы, создавая им дополнительные проблемы с работой и
транспортом.
> 4. Увеличение с 2008 года в 20 раз финансирования работ по капитальному
ремонту жилых домов не обернется благом для большинства москвичей. Деньги
пойдут в основном в карманы чиновников и строительных фирм, и уже через 2-3
года домам понадобится новый ремонт, но уже за счет самих собственников
квартир.
> 5. Городская программа массового создания ТСЖ направлена на то, чтобы
парализовать и без того низкую активность населения, сделать ТСЖ
подконтрольными управляющим организациям и в конечном счете помочь последним
быстрее отселить из города бедное население Москвы.
6. Ресурсы города, и прежде всего земельные, используются для увеличения
богатства имущих граждан, а не всех москвичей. Власти города проводят
несправедливую, дискриминационную политику в отношении малоимущих москвичей.
7. Для противодействия строительным монополиям и коррумпированным чиновникам
москвичам необходимо создавать свои жилищные объединения: квартальные ТСЖ
или квартальные ассоциации ТСЖ, выдвигая в правление честных, порядочных,
стойких и грамотных людей. Добиваться в масштабах города оформления прав на
земельные участи и брать на ТСЖ функции заказчиков-застройщиков, гарантируя
тем самым себе и своим наследникам строительство добротного жилья в районах
постоянного проживания.
Квартальные ТСЖ или ассоциации ТСЖ будут способствовать развитию нормального
рынка в сфере ЖКХ и строительства. Они выгодны и небольшим управляющим
компаниям и самим жителям, снижая их расходы на управленческий персонал.
Постепенно объединения ТСЖ заложат основу нормального местного
самоуправления в городе. Широкое жилищное движение в городе по сохранению
жилища и улучшению условий проживания должно привести к смене неэффективного
правительства Москвы, развитию самосознания москвичей, инициативы,
ответственности за свой дом и город, появлению подлинно народных
политических партий, ставящих во главу угла интересы всей слоев населения, а
не только имущих.
В.С.ГУМЕНЮК
Прислано по рассылке
---------- Пересылаемое письмо ----------
От: Юрий Жуков
К:
stop_zastroika@googlegroups.com
Время создания: Sun, 13 Jan 2008 00:27:49 +0300
Комментарий сайта: Что, москвичи, достали? Тогда выходите на Совет
инициативных групп
www.dostali.info.
Выскажите
ваше мнение на форуме
|