Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения


Великий исход из Москвы


Выступая на Втором московском форуме лидеров рынка недвижимости 12-14 декабря 2007 г. в Экспоцентре на Красной Пресне советник руководителя департамента градостроительной политики развития и реконструкции Москвы Алексей Шепель, заявил, что столице катастрофически не хватает земли для реализации программ по расселению ветхих и пятиэтажных домов, а также для предоставления социального жилья очередникам.


"Таким образом, другого пути, как идти в соседние регионы для решения социальных задач, у правительства Москвы не остается", констатировал он. Шепель пояснил, что для реализации этой задачи уже сейчас правительство Москвы ведет работу по подбору земельных участков на территории Ярославской, Тверской, Рязанской и Калужской областей.


Земли в столице не хватает и для строительства элитного жилья. Однако основной объем жилья в городе строится для богатых. По данным вице-президента Московской ассоциации реэлторов Юрия Карамаликова, в настоящее время на долю столичных новостроек приходится 11% объектов эконом-класса, еще 25% находятся на грани между эконом- и бизнес-классом, порядка 52% новостроек относятся к сегменту бизнес-класса и, наконец, 13% новых объектов - самые дорогие дома. При этом в течение двух-трех лет, начиная с 2008 года, структура первичного рынка Москвы существенно изменится. Ожидается, что к 2010 году новостройки распределятся всего по двум сегментам 85% домов бизнес-класса и 15% топ-уровня. Новых домов эконом-класса на рынке появляться не будет. Сегодня купить квартиру не в центральных районах города могут от 5 до 7% москвичей, а в центре - лишь единицы.


Однако по утверждениям В.Ресина картина со строительством жилья в городе существенно отличается от описанной выше: при строительстве ежегодно около 5 млн. кв.м. жилья доля бесплатного жилья постоянно возрастает и в 2007 году составила более 2, 2 млн. кв. м. или 44%. Для отселения примерно 176 тыс. семей (659 тыс. жителей) очередников требуется около 10 млн. кв. м. жилья при улучшении жилищных условий 12-15 тыс. семей ежегодно. Поскольку движение очереди на жилье не контролируется общественностью, она сокращается крайне медленно.
Куда же отселяются москвичи? Преимущественно в Московскую и другие соседние с ней области. Качество жизни в столице не соответствует потребностям обеспеченных людей, из-за чего уже в ближайшие 5-10 лет начнется массовое переселение москвичей в Подмосковье, уверены эксперты компании "МИЭЛЬ". К 2012 году количество коттеджных поселков в Подмосковье вырастет в два с половиной раза с 400 до 1000. Все более популярными становятся бизнес-парки, где можно не только жить, но и работать, и отдыхать.


Бедные также будут переселяться в Московскую область.. - в многоквартирных домах в экологически неблагополучных районах. ООО "Светлый город" построит в 2008-2010 годах экологически неблагополучном районе в г. Электроугли Ногинского района Московской области, что в в 25 км. от МКАД, 1 млн.кв.м. жилья для москвичей. В ближайшее время планируется масштабное строительство в Люберцах. Там на месте бывших полей аэрации (отстойники канализационных стоков) после необходимой рекультивации территорий вырастет новый жилой район общей площадью более 5 млн кв. м.


Как заявил Ресин, запрет на точечное строительство не приведет к уменьшению строительства жилья. Начиная с 1995 года все больше набирает темпы комплексная реконструкция кварталом на место сносимых 5-и этажных зданий. На очереди 9-12 этажные. Согласно данным БТИ, общий объем 5-этажного жилищного фонда в Москве составляет около 37 млн. м2, а 9-12-этажного - 52 млн. То есть 5-12 этажные жилые дома составляют почти половину жилищного фонда города.


Комплексная реконструкция кварталов будет приоритетом в строительной политике московских властей, заявил на Международном инвестиционно-строительном форуме в российской столице руководитель городского стройкомплекса Владимир Ресин.
Он отметил, что до 2020 года в Москве планируется построить и реконструировать более 70 млн. квадратных метров жилья. Это чуть меньше половины всего жилищного фонда города.


Как записано в постановлении Правительства Москвы от 30 марта 2004 г. N 178-ПП "О Среднесрочной программе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006 годы" "В капитальном ремонте, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки нуждается порядка 500 городских кварталов из существующих 1800, что составляет около 30% общего числа кварталов жилой застройки города. Ежегодная потребность в проведении этих работ составляет порядка 50 кварталов. Всего жилой фонд Москвы насчитывает 192 млн. м2, из них в неудовлетворительном состоянии (с износом от 40 до 60%) и в ветхом состоянии (износ более 61%) находятся около 28 млн. м2, что составляет около 15% всего жилищного фонда. Ежегодный прирост неудовлетворительного жилья составляет около 3 млн. м2. Увеличившиеся объемы строительства жилья в целом не компенсируют нарастание объемов стареющего жилищного фонда", - говорит главный архитектор Москвы Кузьмин.

 
Столичные власти планируют привлекать к комплексной реконструкции кварталов управляющие компании, сообщила руководитель Департамента экономической политики и развития (ДЭПР) Марина Оглоблина, пишет ИА "Интерфакс".
Решение о привлечение УК связано с трудностями, которые возникают у города в процессе подготовки городских территорий к комплексной реконструкции. "Прежде, чем приступать к запланированным в проекте сносам, нужно урегулировать имущественные вопросы с правообладателями - владельцами приватизированных квартир, собственниками нежилых помещений (офисов, магазинов, предприятий бытового обслуживания). Это сложная и трудоемкая задача", - говорит М.Оглоблина.
Взять на себя ее решение, по замыслу ДЭПРа, должны управляющие компании. "Если проблемами собственников займутся городские чиновники, то работать будет некому", - поясняет М.Оглоблина.

 
Управляющая компания, отобранная по результатам открытого конкурса, будет реализовывать уже утвержденный правительством Москвы проект реконструкции конкретной территории. Ее задача - определить порядок отселения, очередность сноса, а также график ввода вновь построенных объектов.


Методы вытеснения бедных москвичей из города давно отработаны - это ликвидация магазинов по доступным ценам, пожары в ветхих домах, повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, доведение домов до аварийных ситуаций залитиями, разрушение соседними стройками, снижение норм по освещенности и инсоляции уплотнительной застройкой и другие.


Нерегулируемое строительство элитного жилья веден к снижению площади озелененных территорий, сносу памятников истории и культуры, ухудшению транспортной ситуации, хроническим пробкам на дорогах. По мнению специалистов Москва может остановиться и задохнуться в ближайшие 2-3 года, если не принять экстренных мер. Уже сейчас вредные выбросы от автотранспорта составляют 80% от всех выбросов в атмосферу. Решение транспортной проблемы объявлено Мэром Москвы первоочередной задачей в 2008 году. Однако ее вряд ли удастся решить, поскольку власти идут на поводу у строительного комплекса.


В октябре 2007 года Правительство Москвы утвердило программу капитального ремонта жилья в столице на 2008-2014 годы. В ходе ее реализации будет приведен в порядок практически каждый второй дом. Если до сих пор город тратил на приведение жилья в порядок 2 миллиарда рублей в год, то в бюджете уже 2008 года на эти цели заложено в 20 раз больше - 42 миллиарда рублей. При этом в первоочередном порядке капитальный ремонт будут проводится в домах ТСЖ, однако деньги не пойдут на счета ТСЖ и ТСЖ не станут заказчиками на проведение работ. До сих пор средства на ремонт тратились управляющими компаниями крайне неэффективно и нет никакой гарантии, что что-то измениться. Если управляющая компания заинтересована в отселении москвичей из жилого квартала, то она, естественна не заинтересована в проведении качественного ремонта домов, скорее наоборот. Характерно, что лишь в примерно 2% домов капитальный ремонт будет комплексным, в остальных выборочным преимущественно с ремонтом фасадов и крыш.

 
Летом 2007 года Правительство Москвы приняло еще одну масштабную программу - по созданию товариществ собственников жилья на 2007-2009 года и задании на 2010 год. За это время планируется создать ТСЖ практически в половине многоквартирных домов города. Однако, выделив деньги на реализацию программы, органы власти идут по пути создания подконтрольных ТСЖ, подбирая в правление лояльных людей, в том числе из созданных на базе ДЕЗ и ЕИРЦ Государственных учреждений инженерных служб районов.


Москва быстро становится городом для богатых. Цены на жилья в городе будут продолжать расти. Ведущий аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник прогнозирует увеличение цен на жилье в столице к концу 2008 года в два раза. Рост цен на недвижимость привлекает в город богатых людей.


Одновременно растет разница в доходах богатых и бедных. В 2006 году ежемесячный доход 10% самых богатых составлял около 130 тыс рублей, а самых бедных - около 3 тысяч. Децильный коэффициент только за один год увеличился на 3 пункта с 38 в 2005 году до 41 в 2006 (по другим оценкам до 50). При том, что в развитых странах норма не превышает 7. Сегодня Москва - самый богатый российский город. В столице сейчас примерно 25 долларовых миллиардеров, что ставит Москву на второе место в мире после НЬЮ-Йорка, и около 100 тысяч миллионеров. Бюджет города приближается к бюджету Нью-Йорка, у которого он составляет 50 миллиардов долларов. Семьи с доходом менее 3 тысяч долларов в месяц составляют 97%.

 
Население города быстро растет. Генплан развития города, разрабатывавшийся в начале 90-х годов прошлого века, предусматривал наличие в городе к 2020 году 8-9 миллионов человек. Однако совсем недавно мэр Москвы назвал уже цифру фактически проживающих 12 миллионов. В 2007 году было выдано более 500 тысяч разрешений на работу иммигрантам. Одновременно ежегодный приток богатых иммигрантов, переезжающих в российскую столицу и подыскивающих в аренду элитное жилье, составляет от 3,5 до 4,5 тыс. человек, сообщает Luxury-Info..ru. Сегодня в Москве хотели бы жить около 70 миллионов человек из России и стран СНГ, имеющие сбережения в размере от 150 тысяч долларов. По прогнозам НИиПИ Генплана, к 2025 году численность населения Москвы может превысить 25 млн. человек. Жилищное строительство в Москве привело к существенному росту плотности населения: с 8215 чел./кв.км в 1990 г. до 9644 чел./кв.м в 2006 г. Вместе с тем, 20 июня 2007 года главный архитектор столицы А.Кузьмин заявил, что плотность застройки микрорайонов столицы, при которой жители будут чувствовать себя комфортно, должна составлять от 7 до 15 тыс. кв.м на гектар. И это при том, что сейчас по разным округам плотность застройки колеблется от 4,8 в ЗАО до 12, 7 тыс, кв. м. на гектар в ЦАО. При гипотетическом замораживании строительства в ЦАО, САО и СВАО и доведении плотности застройки в остальных округах до 7 тыс. км.м. на га дополнительно можно построить в городе более 25 млн кв.м. жилья, что составит доходы строительных компаний в течение 5 лет более 100 млрд. долларов (или упущенная выгода каждого из 10 млн. москвичей в размере 10 тыс. долларов). Сегодня плотность населения Москвы, зажатой МКАДом, в 3-4 раза превышает плотность европейских и американских городов с такой же численностью населения.


Выводы:
1. В ближайшие 5 лет примерно трети малоимущего населения города грозит отселение в неблагополучные районы Московской области и другие соседние с областью регионы. Туда будут отселяться очередники, жители аварийных, реконструируемых и сносимых домов.
2. Малоимущие москвичи вытесняются из города богатыми, для которых строительный комплекс строит элитное жилье, спрос и стоимость на которое постоянно растут. Соответственно быстрыми темпами растет население города т.е. и его плотность. В погоне за наживой строители и чиновники идут на уничтожение памятников истории и культуры города, сокращение озелененной территории. Транспортная и экологическая обстановка быстро ухудшаются. Пробки на дорогах города стали массовым и хроническим явлением., начинаясь в центре города и выходя за пределы МКАД. Становится все более очевидным неэффективность работы Правительства Москвы.
3. Точечное строительство будет сокращаться, но увеличатся объемы строительства в результате комплексной реконструкции кварталов. К комплексной реконструкции кварталов будут привлекаться частные управляющие компании, входящие в холдинги крупных строительных фирм. Менеджеры этих фирм и компаний не заинтересованы в проживании малоимущих москвичей в городе и ради прибыли будут стремиться максимально быстро отселять жителей в неблагополучные районы, создавая им дополнительные проблемы с работой и транспортом.
> 4. Увеличение с 2008 года в 20 раз финансирования работ по капитальному ремонту жилых домов не обернется благом для большинства москвичей. Деньги пойдут в основном в карманы чиновников и строительных фирм, и уже через 2-3 года домам понадобится новый ремонт, но уже за счет самих собственников квартир.
> 5. Городская программа массового создания ТСЖ направлена на то, чтобы парализовать и без того низкую активность населения, сделать ТСЖ подконтрольными управляющим организациям и в конечном счете помочь последним быстрее отселить из города бедное население Москвы.
6. Ресурсы города, и прежде всего земельные, используются для увеличения богатства имущих граждан, а не всех москвичей. Власти города проводят несправедливую, дискриминационную политику в отношении малоимущих москвичей.
7. Для противодействия строительным монополиям и коррумпированным чиновникам москвичам необходимо создавать свои жилищные объединения: квартальные ТСЖ или квартальные ассоциации ТСЖ, выдвигая в правление честных, порядочных, стойких и грамотных людей. Добиваться в масштабах города оформления прав на земельные участи и брать на ТСЖ функции заказчиков-застройщиков, гарантируя тем самым себе и своим наследникам строительство добротного жилья в районах постоянного проживания.
Квартальные ТСЖ или ассоциации ТСЖ будут способствовать развитию нормального рынка в сфере ЖКХ и строительства. Они выгодны и небольшим управляющим компаниям и самим жителям, снижая их расходы на управленческий персонал. Постепенно объединения ТСЖ заложат основу нормального местного самоуправления в городе. Широкое жилищное движение в городе по сохранению жилища и улучшению условий проживания должно привести к смене неэффективного правительства Москвы, развитию самосознания москвичей, инициативы, ответственности за свой дом и город, появлению подлинно народных политических партий, ставящих во главу угла интересы всей слоев населения, а не только имущих.
В.С.ГУМЕНЮК

Прислано по рассылке ---------- Пересылаемое письмо ----------
От: Юрий Жуков
К: stop_zastroika@googlegroups.com

Время создания: Sun, 13 Jan 2008 00:27:49 +0300

Комментарий сайта: Что, москвичи, достали? Тогда выходите на Совет инициативных групп www.dostali.info.

Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад