ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ / ОБЩЕСТВО
ДЕТСКОЕ
СОЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ДЕМОНИЗАЦИИ
В
последнее время во многих школах Москвы стало модным
праздновать так называемый Хэллоуин или же подобные ему
маскарады, где главными участниками событий становится
разного рода нечисть - вампиры, ведьмы, колдуны,
оборотни и т.д. Каждому педагогу известно большое
воспитательное значение праздников вообще и школьных
праздников в особенности. Они способствуют единению
детско-взрослого школьного сообщества, проявлению
радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня
оказались утрачены традиции организации и проведения
подобных мероприятий. Оскудение педагогической фантазии,
а также нежелание прикладывать какие-либо творческие
усилия стало закономерной причиной появления
инокультурных нововведений, подобных Хэллоуину, не
имеющих ничего общего ни с нравственностью Христианства,
ни с моральными представлениями и традициями народов
России.
По мнению
ученых, праздник Хэллоуин, восходящий к языческим
обрядам принесения жертв злым духам, постепенно был взят
на вооружение изуверскими сектами. Он содержит в себе
мощные психологические, психо-соматические и
нравственно-духовные негативные воздействия через
оккультные символику и ритуалы. Учителя и дети пишут
сценарии и изобретают остроумные приспособления для
садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в
школе №1280 закупаются гвозди для прибивания пальцев (!)
нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов
болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения
администрации, как правило, срываются вбегающими в
классы разнузданными группами детей в костюмах монстров,
ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в школе №
1266 в спортивном зале в присутствии всех учащихся,
педагогов и родителей имитировали ... казнь через
повешение одного из "двоечников". Дети радовались
насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в
условиях декларированной гуманизации образования.
Но
игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для
ребенка, связана с примериванием на себя образа героя.
Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов,
глумятся над человеческими страданиями и смертью - это
не может пройти бесследно ни для их психического
состояния, ни для личностного развития. На Западе
известно о сотнях детей - жертвах этого чудовищного
разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в
этот день. Снятие естественных для человеческой и
особенно ранимой детской психики табу и внутренней
цензуры на глумление над смертью и страданиями человека,
на использование даже в игровой форме человеческих
экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, актов
вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и
личностным нарушениям ребенка.
Участие в
этих беснованиях учителей и администрации школы снимает
воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение
маленьких к старшим, учеников к учителям, способствует
проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в
разрушении, агрессии, разврата, возводит происходящее
действо в норму. По логике ребенка, присутствие взрослых
делает некое мероприятие "законным", легитимным,
нормальным. Не случайно, после проведения праздника
многие учителя отмечают возникающие большие сложности в
проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя
недели они могут большими усилиями вернуть детей в
нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.
Надо
отметить, что демонизация детского сознания идет не
только по официальным - школьным - каналам, но и через
неформальные пути, в частности, детскую субкультуру.
Детская субкультура является тем смысловым
пространством, в котором осуществляется формирование
личности ребенка в "горизонтальной плоскости", на
равных. Кроме функции социализации детская субкультура
осуществляет и своеобразную психотерапевтическую
функцию, ограждая ребенка от негативных и порой
губительных для него воздействий культуры взрослых.
Содержание детской субкультуры - игры, детский фольклор,
творчество детей, детские рисунки...
Детский
фольклор - свод устных текстов, передающихся из
поколения в поколение детей, от старших к младшим на
протяжении не только десятков, а сотен и даже тысяч лет!
Через фольклор ребенок прикасается к живительным пластам
народной культуры. Это потешки, считалки, игровые
песенки, заклички, дразнилки и др. Каждая из этих малых
форм выполняла свою функцию в саморегуляции детской
жизни, воспитательную коммуникационную или
развлекательную.
Например,
такой жанр детского фольклора как дразнилка призван
регулировать поведение ребенка в соответствии с
моральными нормами, вырабатывать сдержанность, терпение,
находчивость. Для традиционной детской культуры
характерны и так называемые "страшилки". Это маленькие
рассказы - былички, которые дети, оказавшись вместе в
больнице, летнем лагере, санатории и пр. рассказывают
обычно поздно вечером в темноте.
Сущность
страшилки - в коллективном переживании страшного,
подобно греческому трагическому театру - освобождение и
очищение через катарсис, а так же в выработке способов
саморегуляции и норм поведения, в постижении вечных
истин жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть
страх.
Первые
страшилки были "обнаружены" и записаны в середине 60-х
годов нашего столетия и, вероятно, являются новым
современным жанром, хотя обнаруживается их связь с
известными формами - потешек-"пугалок", типа "Идет коза
рогатая...". В конце 70-х годов появился самый молодой
жанр детского фольклора - "садистский стишок". Причем,
существует мнение, что садистские стишки изначально
придумывались взрослыми и сознательно запускались в
детскую среду с целью дегуманизации детского сознания.
И если
пугалки, вызывающие в конечном итоге смех, обладают
продуктивным творческим потенциалом, заставляя детей
смеяться над своими страхами, то появление садистских
стишков, связывают с поэтизацией жестокости, это
соревнование в кощунственном остроумии, когда
осмеиваются все ценности - семейные, дружественные и пр.
Здесь смех не добродушный, а агрессивный. И в этих
стишках мы видим и разрушение внутреннего строя семьи, и
оппозиция детей и взрослых, и разрушение общественных
табу:
Бабушка внучку из школы ждала
Калий цианистый в ступе толкла,
Дедушка бабушку опередил,
Внучку гвоздями к забору прибил.
Девочка Света нашла пистолет.
Больше у Светы родителей нет.
Дети в подвале играли в гестапо
Зверски замучен сантехник Потапов.
Маленький мальчик нашел пулемет.
Больше в деревне никто не живет.
И так далее.
Есть стихи, имеющие общественно-политическое содержание:
Коленка к коленочке, звездочки в ряд.
Трамвай переехал отряд октябрят.
Тихо на улице, чисто в квартире,
Спасибо реактору номер четыре.
В поле нейтронная бомба лежала,
Девочка тихо на кнопку нажала.
Некому выругать девочку эту:
Спит вечным сном голубая планета.
Все. Круг
завершился. Жанр современного детского фольклора строит
такую концепцию развития человечества, при которой
подобный конец неминуем. Такой "черный юмор" с
элементами иронии и остроумия, поставленными выше
требований совести и ответственности, имеет свои
причины, социального и психологического плана, в
частности, воздействие СМИ, однако ясно одно, что дети
9-12 лет испытывают потребность в такого рода
коллективном соревновании в проговаривании ужасного. К
этому добавим моду на атрибутику и одежду с изображением
смерти, разрушения, дисгармонии (черепа, монстры, черные
тона маек, игрушки-чудовища и пр.).
С чем
связана эта потребность? Каковы факторы, влияющие на нее
- генетические, психологические, социальные? Сначала
отметим результаты происходящей в обществе дегуманизации
детского сознания: это и известный рост преступлений
несовершеннолетних, его омолаживание и о-девичивание,
это и страшные преступления, отличающиеся особой
жестокостью и изощренностью. Все чаще малолетними
преступниками становятся дети из так называемых
благополучных семей. Как пишет американский психолог
Эйчхорн, "ребенок-невротик в хорошей семье, сдерживая
свои инстинкты, пребывает в конфликте с самим собой,
правонарушитель, чьи инстинкты семьей не сдерживаются,
пребывает в конфликте с окружающими".
Параллельно
с накоплением внутренней жестокости собственно в детском
обществе, происходит сатанизация духа наших детей
"свыше", от взрослых, намеренное извращение детской
природы. Рядом с известным храмом Св. Николая в
Кленниках книжный развал. На самом видном месте -
большие красочные книги, подобные всеми любимым в
недалеком прошлом изданиям: "Русские народные сказки"
или "Красная Шапочка" или "Муха- Цокотуха" и др..
Издательство
"Терра" выпустило серию книг (10-12 штук) для детей:
"Сказание ужасов", "Колдуны и ведьмы", "Призраки", "Чары
и путы", "Тайные искусства" и пр.по смехотворной для
таких шикарных изданий цене - 50 руб. По словам
прокуренной и пропитой продавщицы, это - самый ходовой
товар, особенно для молодых мам и детей младшего
школьного и подросткового возраста. В книжках - не
безобидные детские пугалки типа "Идет коза рогатая..". В
них - тексты и картинки, порождающие страхи, неврозы
психические нарушения, немотивированную агрессию,
вытекающую в самоубийства детей. К сожалению, сегодня
одержимость, ночные кошмары, "голоса" - то, с чем
сталкиваются священники на исповеди и детские врачи на
приемах.
Другой
пример. Сквер Репинский (Болотная пл.). Яркое солнце,
детская площадка с качелями. Слева - золотые купола
Кремля, справа - купола церквей Ордынки и Пятницкой,
храм Христа Спасителя. Здесь же - новое сооружение,
открытое 1 сентября: памятник детям - жертвам
человеческих пороков: наркомании, проституции,
алкоголизма, садизма, бедности (бедность - порок?) и пр.
В центре - аллегорическая фигура равнодушия. Все на
постаменте. Под каждой подпись на русском и английском
(!?) языках. Дети - мальчик и девочка с мячом и книжками
сказок Пушкина - маленькие и беззащитно прекрасные,
стоят ниже, чем "пороки", и почему-то с завязанными
глазами, словно перед казнью, словно предназначенные в
жертву.
Пороки, как
и полагается отвратительные: мерзкие морды, фигуры с
рогами, клыками, демонскими крыльями. Вся композиция
обнесена высоченным металлическим забором. На открытии
памятника присутствует автор - скульптор Шемякин -
мрачная фигура вся в черном: черная рубаха, галифе,
высокие черные сапоги и фуражка, металлический крест
вместо галстука. В свите маэстро: брыластый русский
боров заморского иностранного вида и немолодая дама.
На вопрос о
том, "можно ли демонстрировать побеждающее зло",
скульптор находчиво отвечает: "Меня обвиняют в глупости
и безграмотности и отсылают к иконам, на которых
показаны бесы из Страшного суда, а так же к сказкам
братьев Гримм. На иконе Страшного суда есть альтернатива
аду - рай и Христос Спаситель". Но в сказках добро
побеждает зло! И Христос - победил смерть!
А дама -
иностранка тут же рассказывает о монахине англиканской
церкви, которая успешно воспитывает и лечит детей,
малолетних правонарушителей, на отрицательных примерах -
фотографиями монстров. Возможно ли это? Ведь зло
порождает только зло. Грязью грязь не отмоешь.
Маэстро на
вопрос о том, полезно ли детям видеть такие изображения,
ответил, что памятник ему был заказан лично Лужковым.
Подошел седой интеллигентный человек и долго тряс руку
маэстро, благодаря. Мамы с маленькими детьми, молодые
люди, подростки, пенсионеры, приезжие, студенты
радовались, что "видят талантливое и правдивое
произведение". Двое школьников-подростков, не смущаясь,
задали вопрос: "моему брату 5 лет, после этих скульптур
ему будут сниться ужасы?". Маэстро раздраженно
снисходительно ответил, что, мол, "гораздо большие ужасы
- на телеэкране". Но психологам известно, что осязаемые
фигуры в трехмерном пространстве, способны производить
неизмеримо более сильный эффект, запечатлеваясь в
детском сознании, нежели плоские экранные образы.
Сегодня
телеэкраны заполнили фильмы и передачи про разного рода
не-человеков ("Позвоните Кузе", "Телепузики", "Покемоны"),
прилавки магазинов - монстры и чудовища, книжки -
внеземной разум, космические пришельцы, инопланетяне. Со
всех сторон читателей, слушателей, зрителей стремятся
убедить: "они хорошие, добрые!"
По сути, на
наших глазах - и очень быстро - происходит подмена
христианских ценностей и представлений
антихристианскими. И получается, что вместо надвратной
иконы, имеющейся в каждом храме, изображающей
благословляющего Христа и апостолов по обе стороны, в
современном обществе сегодня - шемякинские 12 демонов и
в центре гордый сатана, скрестивший руки на груди.
В конце
хочется отметить, что, прикрываясь словами об искусстве
и творчестве, а также о борьбе за "светлое детство",
Шемякин изобразил и воплотил те пороки (грехи), что
перечислены в "Доктрине Далласа против СССР" 1945 г.
Согласно этой доктрине следует вдалбливать, насаждать в
сознание наших соотечественников средствами литературы и
искусства: культ секса, насилия, предательства, садизма,
ложь, пьянство, наркоманию, ненависть. Программа
выполняется уже давно. Ее объекты и жертвы - наши дети и
подростки. А скульптор всего лишь приготовил наглядное
пособие...
Вера
Абраменкова
15 / 12
/ 03
© Православие.Ru
editor@pravoslavie.ru |