Из России в "болонку"
«Россия находится в середине списка по темпам своего продвижения и нормально смотрится, — отметил Фурсенко, отвечая на вопрос РИА Новости. — Я считаю, что мы не должны бежать впереди паровоза». ЛОНДОН, 18 мая — РИА Новости, Александр Смотров. Россия успешно справляется с внедрением положений Болонского процесса о создании общеевропейского образовательного пространства, заявил в пятницу министр образования науки РФ Андрей Фурсенко. Он представлял Россию на проходившей 17-18 мая в Лондоне пятой министерской конференции стран-участниц Болонского процесса. «Россия находится в середине списка по темпам своего продвижения и нормально смотрится, — отметил Фурсенко, отвечая на вопрос РИА Новости. — Я считаю, что мы не должны бежать впереди паровоза». Министр напомнил, что 16 мая российская Госдума приняла в первом чтении закон о введении двухуровневой системы высшего образования. Теперь, по его словам, предстоит еще выработка стандартов высшего образования в соответствии с изменениями структуры специальностей и системы подготовки. В этом процессе достаточно большая ответственность будет возлагаться на профессорско-преподавательский состав вузов. Согласно Болонскому процессу, в качестве рубежа формирования общеевропейского образовательного пространства назван 2010 год. «Но на конференции мы говорили о том, что Болонский процесс не должен остановиться на 2010 годе, он должен продолжаться и дальше», — указал Фурсенко. Министр заверил, что в этом году все вузы будут работать по старым правилам, а с 2008 года уже начнется прием студентов на двухступенчатую форму обучения. Первые выпускники бакалавриата, соответственно, появятся в России в 2012 году. «К этому времени наша задача — не только формально установить двухступенчатую систему, но и изменить общественное мнение в сторону того, что обе ступени — и бакалавр, и магистр — являются полноценным высшим образованием, адаптированным к рынку труда и запросам самих людей», — указал он. «Университеты должны работать вместе с работодателями, чтобы разъяснить им, что дает студентам степень бакалавра, степень магистра и так далее», — добавил глава Минобрнауки. Контролировать стандарты образования в странах-участницах Болонского процесса будет сеть специальных национальных агентств. Дипломы этих стран также станут взаимно признаваемыми без дополнительных проверок и подтверждений, необходимых сегодня. Министр также призвал не забывать о том, что внедрение системы общеевропейского образовательного пространства позволит России стать более качественным экспортером высшего образования, традиционно популярного и в других странах, в том числе в государствах СНГ и Балтии. «Болонский процесс мы должны рассматривать как продвижение наших подходов и наших стандартов в Европу и не только в Европу. В результате создается более гибкая и более адаптированная к сегодняшнему дню система», — подчеркнул российский министр. С сайта Инфомэйл. Мы привели мнение властей. А вот что думают русские специалисты и просто граждане. Мельников на пленарном заседании Госдумы: Закон о двухуровневом образовании - это нокаутирующий удар по высшей школе 16.05.2007 16 мая в Государственной Думе в первом чтении обсуждался проект федерального закона № 4122990-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Вопрос важнейший, так как вносит серьезнейшие изменения в существующую систему высшего образования в России. Несмотря на то, что внутри власти давно дано указание не употреблять слово «реформа», фактически – это и есть именно реформа высшего образования. После соответствующих выступлений министра, председателя думского Комитета и ответов на вопросы, пришел черед выступлений от фракций. Естественно, по столь важному вопросу вновь «восторжествовала» демократия: вместо положенных 10 минут на выступление, таких минут было дано только 3, что вызвало возмущение фракции КПРФ и представлявшего позицию фракции первого зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова. Приводим полный текст его выступления: «Уважаемые коллеги! Сегодня я обращаюсь не столько к большинству нынешнего состава Государственной Думы, - Ваше голосование, как обычно, предрешено, - я больше обращаюсь к присутствующим журналистам и другим представителям общественности. Очень важно, чтобы все понимали: в случае принятия данного законопроекта – мы получим кардинальный слом отечественной традиции высшего образования. Поясню, почему мы считаем аргументацию авторов законопроекта надуманной, и объясню, в чем заключается слом системы высшего образования. Напомню, что сегодня и бакалавриат и магистратура уже есть в высшей школе, они предусмотрены действующим законом «Об образовании» с 1996 года и нормально сосуществуют со «специалистами» без всяких новых реформ. И у вузов есть право выбора – как готовить в зависимости о специфики самого вуза, от специфики международных стандартов, от особенностей профессиональной области. Однако правительственный законопроект отличается от этого закона принципиально, причём по всем основным позициям. Первое: ваш новый закон – ограничивает свободу вузов в принятии решений, их автономию. Действующий закон даёт каждому вузу право выбора между традиционной программой специалиста и двухступенчатой - бакалавриат плюс магистратура. Правительство же предлагает сделать бакалаврами подавляющее большинство студентов, а программу специалиста оставить только для узкого круга избранных, который оно же само и определит. Второе: ваш новый закон ограничивает права студентов. Действующий закон позволяет студенту выбирать различные траектории обучения, в том числе после бакалавриата стать специалистом, а после специалиста – магистром. Правительство же такую возможность исключает: после бакалавриата – только магистратура, а если хочешь стать специалистом, начинай сначала. Ещё более странно, что специалиста в магистры тоже пускать не собираются. Третье: ваш новый закон наносит нокаутирующий удар по присущей нашей системе образования фундаментальности. Действующий закон устанавливает минимальный срок обучения по программе бакалавров - 4 года. Правительство предлагает – 3-4 года. На практике это будет означать, что в целях экономии бюджетных денег бакалавров всё более и более будут переводить на трёхлетний срок обучения. Мы убеждены, в таком бакалавриате мы получим систему подготовки не врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов и так далее. Это – резкое падение качества. Четвертое: ваш новый закон сделает полноценное высшее образование – платным, а значит, доступным лишь для избранных, элитарным. Сегодня закон не ограничивает возможности студента получить качественное образование: завершил одну ступень – переходи на вторую. Правительством же предлагается при переходе из бакалавриата в магистратуру устроить конкурсный отбор. Бюджетное финансирование магистратуры планируют сохранить только в национальных университетах и вузах федерального значения. И то лишь для 30% выпускников бакалавриата. В остальных же вузах магистратура полностью перейдет на платную основу. Наконец, пятое: действующий закон, устанавливая ступени, а не уровни высшего образования, позволяет студентам получить отсрочку от призыва на военную службу на весь период обучения. Правительство же предлагает вводить именно «уровни» высшего образования. В свою очередь, закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что отсрочкой для получения образования данного уровня студент вправе воспользоваться только один раз. Поэтому в случае принятия предложений правительства, вместе с дипломом бакалавра выпускнику можно будет смело вручать повестку военкомата. Пойдёт ли бакалавр в магистры после армии – сложно сказать. Но главный вопрос, который мы задаем сегодня: ради чего все это делается?И разумного ответа – нет. Болонский процесс? Западные стандарты? Запрос рынка? Несерьезные аргументы. Наша система образования всегда была нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач. Нельзя ставить целью - совпасть с запросом сегодняшнего рынка труда. Этот запрос – изменчив. Это неправильный ориентир. Нельзя в вопросах образования равняться на чужие стандарты, если наши – лучше, эффективнее. Коллеги, общий вывод такой:с принятием этого законопроекта качественное высшее образование будет фактически сосредоточено только в магистратуре, получать его бесплатно сможет только часть студентов, преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга, а для остальных оно будет – платным. Голосуя за этот законопроект, Вы голосуете за то, чтобы фундаментально изменить характер, систему и содержание отечественной вузовской подготовки. Вы голосуете за недоступность высшего образования. КПРФ будет голосовать против. Благодарю за внимание». Несмотря на то, что голосование действительно было предрешено, результаты показали: даже у этой послушной Думы законопроект вызывает протест. И если бы какая-то часть депутатов «Единой России» дрогнула – он не был бы принят. Посмотрим цифры: «за» – 295 человек, «против» – 102, «воздержалось» – 0, остальные не голосовали. А теперь результат «Единой России»: 293 – «за», 11 – «не голосовало». То есть из 295 депутатов, поддержавших закон, – 293 депутата-единоросса. Даже у ЛДПР, всегда и везде последовательно следующей за «Единой Россией», нашлись те, кто не просто спрятался и никак не голосовал, как Владимир Жириновский, но и те, кто нажал кнопку «против». О чем говорит этот думский барометр? О том, что доказать необходимость этой реформы высшего образования ни правительству, ни единороссам не удалось. О том, что ее вредность теперь, к несчастью, докажет жизнь. Наконец о том, что пострадавшие - рано или поздно предъявят счет. А от принятого 16 мая закона пострадают не только студенты. Пострадает вся страна. С сайта kprf.ru
РОССИЯНЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАК ПУТИН ПО
ПЛАНУ США СОБИРАЕТСЯ УНИЧТОЖИТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ С ПОМОЩЬЮ
ОБМАННОЙ РЕФОРМЫ
Петров
Приглашаем высказаться по этой проблеме вузовских и школьных преподавателей, а также специалистов, ожидающих молодое пополнение на своем производстве.
|