ЕГЭ - оружие исключительной силы.
Против своих.Ну вот, свершилось.
Эксперимент по внедрению ЕГЭ в течение семи лет
демонстрировал непригодность предложенной формы
экзаменов для нашей страны. После чего (и после
многочисленных и обоснованных отрицательных откликов)
ЕГЭ внедрили как обязательный способ оценки знаний
выпускников. Жириновский похвалил это на ТВ (наверное,
никого посерьезнее для этого грязноватого дельца не
нашли).
Но тут пошли сообщения с мест. Например, такое:
Вузы
осаждают "вундеркинды с Кавказа"
14 июля 2009 в 10:09 Источник newsmsk Опубликовал чужой
10559 просмотров
304 комментария
Новость на Newsland: Вузы осаждают "вундеркинды с
Кавказа"
В этом году прием абитуриентов впервые ведется на
основании результатов
единого госэкзамена. Преподаватели Москвы и
Санкт-Петербурга уже бьют
тревогу: приемные комиссии осаждают выпускники из
регионов, которые
имеют высокие баллы по русскому языку, но почти на нем
не говорят,
сообщает ИА "Новый Регион".
При этом участились случаи, когда абитуриенты с высокими
показателями не
могут написать без ошибок даже заявление на поступление
в вуз. Так, в
одном из престижных университетов Петербурга только в
один день
отметились четыре выпускника с баллами по русскому языку
выше 90,
которые заполнили документы на поступление с
многочисленными ошибками.
Однако усомниться в уровне знаний, которые подтверждены
сертификатами
ЕГЭ, приемная комиссия не вправе.
На фоне продолжающейся приемной кампании спорная тема
ЕГЭ стала вновь
популярной среди блогеров. По словам одного из
участников
интернет-форума, который представился сотрудником сферы
образования, на
десяток бюджетных мест по каждой специальности в Москве
и Петербурге
претендует по несколько сотен выпускников, имеющих по
профильным ЕГЭ
оценки в диапазоне от 80 до 90 и выше. Но москвичей и
питерцев среди них
единицы - лидерство прочно удерживают уроженцы Чечни,
Дагестана и Ингушетии.
И если в столицах число выпускников, сдавших профильные
ЕГЭ на 100
баллов, едва достигает полутора сотен (в основном, это
ученики
специализированных школ), то в кавказских республиках
это "едва ли не
четверо из каждых пяти выпускников", отмечает в своей
статье автор форума.
Подозрительно хорошими результатами заинтересовался и
Роспотребнадзор. В
ряде национальных республик, где были зафиксированы
аномально высокие
баллы, начались проверки. Но вряд ли это поможет
исправить ситуацию в
вузах: чиновники не говорят об отмене результатов. В
Министерстве
образования, в свою очередь, пообещали наказывать
экзаменаторов, если
окажется, что студенты с высокими баллами по ЕГЭ плохо
учатся.
Между тем сами "вундеркинды из глубинки" не скрывают,
что просто хотят
"зацепиться в столице", главное, чтобы учеба была
бесплатной и
необременительной, продолжает автор поста. По его
мнению, тревожная
ситуация в вузах возникла из-за того, что в провинции
больше
возможностей для взяточничества в сфере образования.
Однако другие пользователи считают, что недостаток есть
в самой системе
ЕГЭ, которая "предусматривает такие лазейки". По мнению
ряда экспертов и
родителей выпускников, злоупотребления возможны, в
частности, еще и
потому, что в школах нет "народного контроля" над
проведением
государственной итоговой аттестации. А в связи с этим
доказать факты
коррупции или нарушения правил весьма проблематично.
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/386019/cat/42
Насчет фактов коррупции - этого
хоть пруд пруди. Лично могу поделиться доверительными
воспоминаниями молодой учительницы, писавшей ЕГЭ
(бесплатно! по приказу директора!) за какого-то
оболтуса. Да и в прессе уже полно такого...
И оценка в целом дается на вполне
квалифицированном уровне. Вот мнение из журнала
"Эксперт":
О слободе от моря
до моря [ 100 ]
Александр Привалов, научный редактор журнала
«Эксперт»
Александр Привалов
Говорят, намерения
у авторов ЕГЭ были благие. Возможно. Готов здесь — для
пущей краткости — не спорить и с тем, что, удайся
царствие ЕГЭ в соответствии с планами, получилось бы для
народного образования много плюсов; даже больше, чем
минусов, — пожалуйста. Но посмотрим на первые
же реальные плоды обязательности ЕГЭ; они мало-помалу
просачиваются в газеты. В лучшие вузы пришли толпы
абитуриентов с великолепными оценками по ЕГЭ
— с нынешнего года вузы обязаны таких абитуриентов
зачислять. Вот только люди сдавшие, судя по бумагам,
русский язык на девяносто баллов из ста, не способны без
ошибок написать заявление о приёме в вуз, а иные
и изъясняются-то по-русски еле-еле. Специальность,
к которой готовит вуз, этих людей не интересует: они
шумными и радостными роями налетают на приёмные комиссии
любых сколько-нибудь престижных вузов. Ничего,
помимо корочек, пригодных для похвальбы, им от будущей
альмы матер не требуется; не поместятся в вуз А,
поместятся в вуз Б. Так что и до объявления результатов
приёмной страды можно уверенно гарантировать: огромную
долю бюджетных мест (а почитать панические блоги членов
разных приёмных комиссий, так и все бюджетные
места) займут эти люди с дутыми егэшными баллами.
Чтобы понять, что иначе
получиться и не могло, не нужно быть министром
образования и науки; видимо, даже лучше им не быть.
Достаточно помнить старый анекдот про советского
торгпреда, которому в лондонском клубе сказали, что
когда джентльмен говорит «очко!», ему верят на слово:
«И тут-то мне начало везти!» Вот и с дарованием
неоспоримости оценкам, выставленным школой собственным
ученикам, начало везти самым беспардонным. По рассказам
знакомых, да и по тому же рунету я знаю: и в школах
обеих столиц случалось, что учителя, например,
не слишком тщательно отбирали у ребят мобильники.
Но до массовых подсказок и (или) подтасовок дело
всё-таки не доходило; в нынешнем году это пока ещё
считалось как бы неприличным, да и проверяющих мелькало
побольше, чем в глубинке. В регионах — особенно
в национальных республиках — нравы оказались проще.
А как вы хотели? Чтобы одни и те же люди (избирательные
участки нередко располагают в школах) считали хорошим
делом стопроцентное голосование за правильного кандидата
— и не считали хорошим делом массовое выправление
баллов своим же детям? И ведь заметьте: минобр
активнейшим образом использует ЕГЭ и как бесспорное
мерило качества работы школы и конкретного учителя.
Поэтому учителя толкают в сторону фальсификации:
возможность гарантировать поступление в вузы своим
ученикам (если и бестолковым, и ленивым — всё равно
своим); давление руководства — от директора школы
и выше; желание обеспечить собственное служебное
благополучие. К этому перечню можно даже не прибавлять
взятки от родителей — он и так увесист. Но для правды
жизни можно и прибавить. Представление о приличиях,
как-то сдерживавшее иных учителей в этом году, впредь
не будет сдерживать никого: насмотревшись
на происходящее, и столичные учителя перестанут
отказываться от массовой «помощи» своим ученикам.
В утешение начавшей
волноваться публике обещана куча проверок,
от депутатских до прокурорских, но проку от них не будет
никакого; максимум, накажут пару стрелочников. Если
найдут. Свидетельством того, что искать будут без
фанатизма, служит тот факт, что результатов ЕГЭ
по регионам никому не показывают. Опубликовано только
количество 100−балльных оценок в регионе — и только
о них говорят минобровские чиновники, но ведь даже самый
глупый фальсификатор понимает, что «своему» не надо
ставить 100 баллов: зачем привлекать к мальчику лишнее
внимание? Надо поставить ему 93 — и он поступит,
оттеснив всех этих московских баранов. А в том, что
результаты ЕГЭ не будут массово пересматриваться,
можно и вообще не сомневаться.
Открывающиеся перспективы
катастрофичны. Я не только о неизбежном крутом падении
качества — сначала вузовского образования, потом
выпускаемых специалистов. Я ещё и о катастрофе, которая
пришла во множество семей, где диплом — не корочка для
похвальбы, а привычная уже нескольким поколениям часть
жизненной стратегии. По учителям, врачам, инженерам
пришёлся удар девяностых годов, заметно понизивший
их общественный статус; теперь, когда они — часть из них
— начали обживаться заново, по ним бьют ещё раз
— сильнее. Теперь им резко сужают возможность выучить
детей: понятно, что в нормальных городских школах
никогда не будут рисовать баллы так бесшабашно, как
нынче требуется, чтобы поступить в вуз на бюджетное
место; а про платное место не всем ведь и думать можно.
Но без заметного слоя людей с тремя дипломами (у него,
у отца и у деда) страна обречена на деградацию.
«Эксперт» уже писал, что
в северокавказских республиках сельский образ жизни
быстро вытесняет городской — причём, добавлю,
не настоящий сельский, неотделимый от каждодневного
упорного труда, а «дотационно-сельский», без внятного
дела, тупиковый. Города превращаются скорее
не в деревни, а в слободы. Странным образом — через
какой-то, прости Господи, ЕГЭ — эта безрадостная
деурбанизация грозит теперь охватить уже всю Россию. Тем
более что тут ЕГЭ будет дуть в одну дуду с кризисом.
Кризис уплощает экономику, примитивизирует спрос
на рабочую силу, ЕГЭ не будет пропускать в вузы тех, кто
хочет и может учиться. Вот ещё в ВТО вступим, ещё
сколько-то обрабатывающих отраслей схлопнутся. И будет
большая сельская ярмарка: одни продают нефть и газ,
другие — купленные на выручку тряпки. Чудо, как хорошо.
К сожалению, при всех
наблюдённых красотах отменять ЕГЭ в его нынешнем статусе
никто не будет — слишком долго минобр в ответ на любые
вопросы и упрёки отвечал: зато мы внедряем ЕГЭ.
Единственное, что всё-таки, кажется, ещё возможно,
— сделать поступление по результатам ЕГЭ менее
тотальным. Пусть он не распространяется хоть на горстку
лучших университетов страны. Такое бывает: есть
в стране, условно говоря, Эколь нормаль и Эколь
политекник — и есть чёртова прорва других вузов, дипломы
которых имеют ценность разве что декоративную. Но хотя
бы это — позарез нужно сделать. Иначе ведь и правда
— одичаем.
100 - это число откликов. Многие (и
в других местах, даже в коммунистической прессе, хотя
коммунгисты выступали против ЕГЭ последовательней
многих) заявляют, что дело в рухнувшей системе
образования, а ЕГЭ, мол, только вскрыло имеющуюся
катастрофу. Так-то оно так. Но в тестовой системе,
которая благодаря ЕГЭ внедряется теперь начиная с
первого класса, заложен огромный потенциал разрушения
понятия. Точнее, научные понятия просто не смогут
сформироваться в ситуации, когда знание - это умение
отгадывать. Научное мышление, поверьте специалисту,
базируется на совершенно других операциях. В первую
очередь, на установлении причинно следственных связей. А
тест - это анекдот: "Гиви, дважды два не может быть
десять, ну пять, ну от силы шесть, но не десять!".
Поскольку у читателя этот способ мышления успели
сформировать, он уже в состоянии сделать выводы.
И кстати, сделайте необходимые
выводы из такого интересного факта: на протяжении
нескольких лет все научно-педагогическое сообщество (не
только члены вузовских приемных комиссий!), а также
многие родители и даже ученики выступали против ЕГЭ. А
его все-таки внедрили. Что из этого следует?
Н.Соломатина