Грамотность в России - ниже среднего
04.12.2007 18:55 | BBCRussian.com
Российские старшеклассники показали результаты ниже среднего в международном
тестировании по чтению и математике, проводимому под эгидой Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Тесты PISA (Programme for International Student Assessment) проводились
среди 15-летних учащихся школ в 58 странах.
Россия оказалась в группе "ниже среднего" и по навыкам чтения, и по
математическим навыкам.
На минувшей неделе, когда были объявлены результаты тестирования по
естественным наукам, российские школьники также оказались в числе отстающих.
В PISA-2006 ухудшили свои показатели и многие крупные западные страны: так,
Великобритания в 2000 году, когда она последний раз принимала участие,
находилась в группе "выше среднего"; в 2006 году она перешла в группу
среднего уровня.
Метод оценки достаточно сложный. Средний уровень по странам ОЭСР составляет
500, и, как отмечает PISA, две трети школьников в странах ОЭСР получают
результаты в диапазоне от 400 до 600.
Первое место по пониманию письменного текста заняли школьники Южной Кореи, а
по математике - Тайваня. Второе место по обеим позициям досталось Финляндии,
третье, также по обеим позициям, - Гонконгу.
Советская система образования
Из протестированных постсоветских стран самые лучшие результаты показала
Эстония. По чтению средний балл у эстонских школьников составил 501, по
математике - 515. Это выше среднего уровня.
Понимание письменного текста у российских подростков было оценено в 440, их
математические навыки - в 476 баллов.
По чтению даже в пределах группы ниже среднего россияне уступили Исландии,
Норвегии, Чехии, Венгрии, Латвии, Люксембургу, Хорватии, Португалии, Литве,
Италии, Словакии, Испании, Греции, Турции и Чили (в порядке убывания
результатов в группе).
По математике - соответственно Словакии, Венгрии, Люксембургу, Норвегии,
Литве, Латвии, Испании и Азербайджану. Сразу за Россией в рейтинге PISA
следуют США.
По чтению Россия на два пункта ухудшила свой результат 2003 года, а по
математике - улучшила на семь пунктов.
Слабее всех, как и по естественным наукам, выступила Киргизия, занявшая
последнее место в обоих рейтингах.
Международный фон
Британия скатилась из группы отличников в среднюю группу. По чтению
британские школьники заняли в группе третье место, уступая японцам и
тайваньцам. По математике британцы оказались на предпоследнем месте в
средней группе, обойдя Польшу, но пропустив вперед Германию, Швецию,
Ирландию и Францию.
PISA считается самым авторитетным международным рейтингом уровня знаний
учащихся средних школ из разных государств.
Все чаще страны мира стремятся оценивать эффективность своей системы
образования по сравнению с системами образования других стран, а не по ее
собственным внутренним критериям.
Это тестирование ОЭСР проводят раз в три года среди 15-летних школьников в
десятках стран мира, в совокупности отвечающих за 90% мирового ВВП и не
обязательно являющихся членами ОЭСР. Исследование PISA можно назвать
исчерпывающим и достоверным, но не всегда однозначным.
Поскольку в разные годы при тестировании школьников проверяются разные
навыки, то сравнивать результаты тестов разных лет не совсем корректно.
Выборочная часть учащихся экстраполируется на всю страну, и эксперты ОЭСР
обращают внимание на погрешность. Все данные, приведенные в рейтинге, точны
в 95% случаев.
Места, отведенные странам, также ранжированы с учетом погрешности.
В 2006 году в тестировании PISA приняли участие более 400 тыс. учащихся их
57 стран мира.
BBCRussian.com
Комментарий сайта:
один наш преподаватель рассказывал, как в Великобритании, в университете,
где он преподавал будущим программистам, далеко не все оказались способны
сложить три трети: в результате у них получалось три девятых. Простые дроби
очень слабо известны жителям Запада. Так что неочевидно, что британцы
обгоняют нас по математике, может, все дело в тестовых заданиях (еще один
камешек против ЕГЭ).
А вдруг наши
пятнадцатилетние тоже уже не могут складывать простые дроби?!
Выскажите
ваше мнение на форуме
|