В течение последних пятнадцати лет
мы наблюдаем влияние множества различных
факторов, которые заведомо кажутся вредными для
душевного и психического здоровья наших
сограждан, особенно детей. Это нарушение
нравственных норм и запретов в рекламе, СМИ,
масс-культуре, это манипулятивное воздействие
рекламы и СМИ, особенно телевидения,
«гедонистический проект», включающий широкое
предложение игр, наркотиков, включая алкоголь,
это изменение ценностных установок в школьных
программах, СМИ и масс-культуре – отношение к
родине, семье, традициям, к труду и т.п. Наконец,
большую роль играют изменения в образовании –
преднамеренные реформы, и естественное
ухудшение качества обучения в результате
недофинансирования.
Тревогу по этому поводу бьют давно.
Сейчас, через 10-20 лет после начала массового
воплощения в жизнь этих проектов, можно
попытаться сделать вывод, насколько обоснована
тревога, какие изменения в нравственном облике,
ценностных установках и личностных
характеристиках произошли. Оговоримся, что
имеющиеся в распоряжении исследовательские
средства не всегда допускают однозначную
интерпретацию, однако сопоставление нескольких
источников позволяет говорить об определенных
тенденциях. Некоторые выводы позволяет сделать и
сопоставление данных по Москве, где названные
факторы играют более значимую роль, со
сведениями из провинции. Мы используем
результаты опросов ФОМ, РОМИР,
исследовательского центра Ин-та молодежи (МосГУ),
а также наблюдения педагогов – как собственные,
так и изложенные в ряде журналов («Педагогика»,
«Семья и школа», «Школа здоровья», «Школьная
библиотека» за 2004-2005 годы и ряд других).
Опросы показывают (РОМИР, 2005), что
многое в системе ценностей молодежи – людей до 25
лет сохраняется – например, среди того, что
воспитывали в молодежи и что они хотели бы
воспитать в своих детях, на одном из первых мест
трудолюбие, честность. Однако их роль по
возрастным группам убывает от старших к младшим
(до 25 лет – 36% трудолюбие, после 65 – 66, до 25 – 39%
честность, после 65 – 47), зато растут
воспитанность, манеры (47 у молодых против 31 у
старых, опрятность -52 против 32), т.е. внешние
аспекты, а также воля (27 у молодых, а хотят ее
воспитать в детях 37% против 12 у пожилых,
активность (15 против 5) и стремление к успеху (15%,
хотят воспитать 29 – против 2%).
Однако отраженные в опросах
установки еще не дают картины того, какими
являются молодые люди в реальности. Например,
понимание важности честности, воспитывавшееся в
семье участников опросов, может вступать в
противоречие с намерением многих молодых (ФОМ)
заниматься бизнесом при твердой уверенности, что
честный бизнес быть прибыльным не может. Вот
здесь можно говорить о влиянии ценностей,
навязываемых в масс-культуре – успех любой
ценой.
Еще более серьезным оказываются
более глубокие изменения психического состояния
молодежи. Многие педагоги и психиатры в Москве
отмечают снижение волевых способностей
школьников и студентов, неспособность заставить
себя выполнять какую-либо работу. При этом такое
безволие чаще охватывает юных москвичей, чем тех,
кто приехал в Москву недавно. В менее остром
варианте то же проявляется в отсутствии
инициативы во внешкольной работе, нежелании
организовать досуг, неспособности преодолеть
какие-то трудности для достижения цели. И тут
приезжие оказываются более активными. На этом
фоне стремление к воспитанию силы воли,
отраженное в опросах, можно понять как желание
возместить недостающее качество.
Психиатры и педагоги видят причину
пассивного настроя и снижение волевого уровня в
доступности удовлетворения желаний благодаря
обилию телевизионных программ, компьютерных игр,
а также «плотских утех» - от алкоголя и раннего
секса до наркотиков. С другой стороны, видимо,
играет роль общая невротизация, вызванная
рекламой, которой изобилует Москва, а возможно и
другими факторами – юношеской прессой,
разжигающей сексуальный интерес, музыкой
(«музоном»), оказывающим сильнейшее воздействие
из-за ритмов и громкости, конфликтом семейных
установок с теми, которые подаются в СМИ, а
возможно, и другими вещами.
Е.Г.Борисова