Марксистские исследования информационного общества (тезисы для научно-практической конференции РУСО)
Марксистская методология по-прежнему остается мощным инструментом изучения общественных отношений. К сожалению, с тех времен, когда марксово учение было объявлено официальной идеологией, остался догматический подход, который и в наши дни вовсе не редок, в том числе и среди молодежи. Любое высказывание «классиков» объявляется неоспоримым и используется как окончательный и бесспорный аргумент в дискуссии. Вместе с тем, очевидно, что за сто пятьдесят лет человеческое общество, а тем более производственные отношения, претерпели заметные изменения. И попытки объявить марксизм «неприкасаемым» приводят к тому, что его противники обвиняют марксистов в использовании устарелых, неприменимых средств. Но можно назвать молодых исследователей, которые делают попытки применения основных понятий марксизма к современной ситуации, характеризующейся информационной революцией в производственных отношениях, глобализацией, т.е. заменой национальных структур транснациональными корпорациями и деградацией в духовной сфере. В области интерпретации информационных технологий следует отметить работы С.Строева, который в статьях «Вызовы нового века. Сборник статей»(СПб 2006), во многом опираясь на идеи В.С.Никитина, отмечает принципиальное изменение в системе производственных отношений с возникновением в роли основного продукта информации (программного обеспечения, различных ноу-хау, предметов потребления в виде произведений литературы и искусства). Информационный товар не переходит из рук в руки, он может остаться у производителя и после продажи. Это свойство кладет естественный конец товарно-денежным отношениям, поэтому такие усилия прилагаются «для борьбы с пиратством». Связь «борьбы против копирайта» с коммунистической борьбой прослеживается и в работах молодого члена СКМ И.Герасимова, группы коммунистов- сторонников «пиратской партии». Отмечается еще один аспект развития информационных технологий: потребление нематериального (так называемая «имиджевая составляющая бренда»), что удовлетворяет потребности человека, ранее (в том числе и в марксизме) остававшиеся на заднем плане. Эта особенность открывает возможности для нового насилия: насилия над потребителем через средства рекламы, что в свою очередь, открывает новые направления для борьбы за интересы народа. Имеет смысл обратить внимание на еще один аспект изменений в общественных отношениях в связи с глобализацией. Как отметил тот же С.Строев, глобализация – это высший уровень развития капиталистических отношений. На этапе империализма они были связаны с определенными национальными государствами, поэтому агрессивная форма – фашизм – принял форму национализма. Глобализация же отказывается от национальных границ, поэтому «глобофашизм» принимает интернациональный характер. А национализм оказывается формой сопротивления. Это заставляет менять представление о союзниках коммунистов. Иным оказываются и отношения коммунистов к церкви. Современные представления о множественности путей постижения мира, при котором рациональный научный способ оказывается не единственным, заставляет отказаться от представлений о «темноте» верующих и несовместимости веры с коммунистическими убеждениями. Это непростой вопрос, поскольку и иерархи церкви иной раз показывают непонимание неконгруэнтности способов познания. Отмеченные проблемы развиваются сторонниками антиглобализма и находят отражение в документах «Антиглобалистского сопротивления» Е.Г.Борисова
|