Уважаемый господин председатель!
Уважаемые члены Парламентской
ассамблеи!
Благодарю за приглашение обратиться к
столь высокому собранию, переданное мне от вашего имени
председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы
господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью
пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев
стран-членов Совета Европы наше видение прошлого, настоящего
и будущего Европейского континента – нашего общего дома.
В последнее время Совет Европы предпринял
новые, беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с
религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на
призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны
религиозных лидеров.
Одной из важных тем такого диалога могла
бы быть тема человека, ибо вокруг проблем антропологии
возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже
противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот
предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом.
Европейский континент испытал влияние
многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но
именно в рамках христианской системы ценностей было
сформировано представление о высоком достоинстве человека и
об условиях его реализации. Христианство научило все
европейские народы, что человек создан по образу и подобию
Божию. Но одновременно оно всегда подчеркивало, что только,
если человек будет следовать путем нравственной жизни, то
станет другом Божиим (Ин. 15, 15), и обретет свободу (Ин.8,
32).
Это послание не только ставит человека на
большую ценностную высоту, но говорит и об условиях
пребывания на этой высоте. Человек легко склоняется к плохим
поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если
постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и
чувств. Как раз, направление этих трудов задают нравственные
нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого
и недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи
достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи
создают уникальный код европейского сознания, обладающий
неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и
общественной жизни.
Любой честный исследователь истории
Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому
отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство,
сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие
социально-политические стандарты жизни, определилась изящная
этика межличностных отношений, получили развитие наука и
культура. Более того, сама концепция прав человека,
важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния
христианского учения о достоинстве человека, его свободе и
нравственной жизни. С самого своего зарождения права
человека развивались на почве христианской нравственности и
составляли с ней своеобразный тандем.
Однако сегодня происходит губительный для
европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и
нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения
прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании
безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с
этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено
упоминание нравственности, с которой должна считаться
правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной
конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное
понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав
человека.
Не считаясь с нравственностью, в конечном
итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность
представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже
реализованная в результате ответственного выбора,
ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или
всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и
развитие общества и его единство, достижение которого
является одной из целей Европейской конвенции о защите прав
человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда
нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие
европейского человека и привести народы континента к черте,
за которой – потеря европейскими народами своей духовной и
культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в
истории.
Одновременно я уверен: никакое
государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека.
Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, –
следствие свободного выбора личности. Однако в публичной
сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять
нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому
они должны направлять свои усилия через средства массовой
информации, систему социальных и общественных институтов,
систему образования на воспроизводство нравственных идеалов,
связанных с духовной и культурной традицией европейских
народов.
Убежден, что для сохранения европейской
культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с
иными культурными и цивилизационными стандартами,
чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое
одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или по
крайней мере с опорой на государственные институты не
следует ни пропагандировать, ни поощрять все то, что
ослабляет или разрушает моральные устои общества.
Отказ от моральной оценки действий
человека, власти и народа делает многие общественные
проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ,
как и в ряде стран Европы – не только на Востоке, но и на
Западе - растет пропасть между богатыми и бедными,
нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша
Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение
нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым
соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц.
Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими
общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране
укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений в
социальной и экономической сферах.
Впрочем, даже самая совершенная правовая
и социальная система не может в полной мере ограничить жажду
обогащения одних в ущерб другим. Милосердие не возникает
там, где люди не чувствуют своей ответственности за
сограждан. Оно – результат воспитания, в том числе и в духе
традиционной христианской нравственности.
Традиционные моральные принципы – это еще
и основа для интеграции многокультурного общества, коим
является современная Европа. Это хорошо показал в частности,
Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве в
июле прошлого года. Участники форума - представители
христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма,
индуизма из 49 стран мира - выразили свою общую
обеспокоенность деградацией морального состояния
человечества.
Именно на основе традиционной
нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни
друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в
России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь
продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив
эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными
религиозными общинами как России, так и других стран СНГ.
Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире
велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе
прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой
для этой разрушительной силы является религиозная
безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден:
подрастающее поколение должно иметь возможность по
свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе
свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о
других традициях, ибо это создает основу для мирной
совместной жизни.
Технологический прогресс по-новому ставит
вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать
по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным
направлениям развития технологий, которые вызывают
обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться
человеком – не товаром, не подконтрольным элементом
электронных систем, не объектом для экспериментов, не
полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии
также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений
и их плодов.
Русская Православная Церковь отдает себе
отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие
религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их
приверженцами, равно как и с представителями секулярного
взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно
мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на
своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы
считаем недопустимым изгнание религии из публичного
пространства. Настало время признать, что религиозная
мотивация имеет право на существование в том числе и в
публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных
столкновений различных мировоззрений и нужен серьезный
межкультурный диалог при самом активном участии
представителей традиционных религий и секулярного мира.
Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть
Совет Европы, имеющий потенциал и опыт проведения
мировоззренческого диалога о европейских ценностях. |
Патриарх ответил на вопросы:
Косово:
проблему пытаются решать те, кто не понимает, чем является Косово
для сербского народа
2 октября в
ходе ответов на вопросы представителей парламентских
делегаций в ПАСЕ Предстоятель Русской Православной Церкви
коснулся широко обсуждаемой темы – ситуации в Косове и путей
ее разрешения, Его Святейшество подчеркнул, что этот вопрос
зачастую решают люди, которые никогда не были на Косовской
земле и не видели своими глазами, чем является этот край для
сербского народа.
«Мне
приходилось бывать на Косовском поле, где в 1389 году
происходило сражение, во время которого решалось, быть или
не быть сербскому народу, – сказал Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II. – Сколько исторических
памятников, сколько православных святынь на косовской земле!
И мы не можем спокойно наблюдать, как эти памятники,
построенные в
XIV –
XV
столетиях, разрушаются, хотя и находятся под охраной
ЮНЕСКО».
«К сожалению,
проблема Косова была и продолжает быть предметом
политического торга, и многие силы имеют там свои интересы,
которые редко совпадают с надеждами и чаяниями проживающего
там народа, – заявил Святейший Патриарх Алексий. – Вынужден
констатировать, что страдания многих живущих в Косове людей
продолжаются, немалое число их лишены элементарных условий
для нормальной жизни. Православные святыни края, включая
древнейшие памятники архитектуры и искусства, подвергаются
разрушению и разграблению. Мы приветствуем международную
программу по их восстановлению и считаем это важным делом.
Но стоило ли допускать разрушение церковных зданий
вандалами, усугубляя тем самым конфликт? Ведь разрушения не
прекратились и с введением миротворческого контингента».
Его
Святейшество выразил мнение, что путь к разрешению
косовского вопроса лежит через создание благоприятных
условий для диалога, а посредничество мирового сообщества
должно быть беспристрастным и конструктивным – именно это
обеспечит его авторитетность. «В любом случае одностороннее
решение, не учитывающее мнения сербского народа, породит
несправедливость, приведет к многолетним страданиям людей»,
– подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Святейший
Патриарх отметил, что современное политическое сознание
плохо представляет себе понятие святыни – неприкосновенной
вещи, от которой нельзя отказаться ради каких бы то ни было
благ или выгод. По его словам, сербы относятся
к
косовской земле именно как к святыне, и не считаться с этим
– значит оскорбить и унизить целый народ.
«Переговорный
процесс нужно сделать открытым для всех, кто может на него
благоприятно повлиять, – считает Его Святейшество.
– Так,
до сих пор в Косове не уделяется должного внимания
миротворческому потенциалу религиозных общин. Русская
Православная Церковь, обладающая значительным опытом
миротворческой деятельности, готова оказать помощь в деле
мирного урегулирования».
Служба
коммуникации ОВЦС |
Гомосексуализм:
больного можно жалеть, но допускать распространения болезни нельзя.
Никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по
вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в слове
Божием,
Церковь призвана относиться с любовью и
состраданием к каждому человеку, в том числе к грешнику, которого мы
любим, ненавидя его грех, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II, отвечая в ходе заседания ПАСЕ на вопрос одного
из парламентариев об отношении Церкви к гомосексуализму. «При этом
мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного
учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции
Церкви, – подчеркнул Его Святейшество. – Согласно этому учению,
грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская
неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация
женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего
пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть».
«Кто-то, конечно, может считать иначе. И
никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей
личной
жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих
братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется
таковым в слове Божием, – заявил Предстоятель Русской Православной
Церкви. – Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма,
воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить
перед обществом вопрос: подумайте, что нужно
поддерживать на
уровне права и политики, а что нет».
«Когда в Москве настойчиво хотели провести
парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама
греха, – сказал также Святейший Патриарх Алексий. – Это болезнь, это
изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как
клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует. Проведение
гей-парада – реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые
далеки от этого».
Служба коммуникации
ОВЦС |