Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

Будущее. Антиглобалистский проект

 

После более чем пяти лет совместных действий против наступления глобализации в облике «нового мирового порядка» соратники, принадлежащие к разным политическим силам, смогли не только определиться относительно образа врага, но и поставить перед собой задачу сформировать цели общей борьбы. Несмотря на политические разногласия, на противоречия в оценках современной ситуации и событий прошлого, у антиглобалистов имеются общие представления о том, каким должно быть общество, во имя которого ведется борьба.

 

  1. Новый мировой порядок – враг человеческих традиций и ценностей

Глобализация – объединение рынков, информационных сетей, технологических достижений, жизненных укладов – возникла в результате развития западной цивилизации, где в середине 2 тысячелетия н. эры родился капитализм и началось бурное развитие науки и техники. К концу XIX веке капитализм стал империализмом, где рынки контролировались силой империалистических держав: “невидимая рука рынка” невозможна без “невидимого кулака”. Свободная конкуренция была оттеснена на “рыночные задворки”. К концу XX века, особенно после падения социализма в СССР и в Европе, произошло объединение рынков, контролируемых теперь не только государствами, но и транснациональными корпорациями - империализм перешел в стадию глобализации. Она унаследовала худшие черты империализма: право сильного при решении споров, эксплуатацию населения целых регионов в пользу западного “золотого миллиарда”. Капитализм без свободной конкуренции перестал быть двигателем прогресса, все большая доля капитала выводится из производства в сферу фондово-финансовых спекуляций - сегодня до 95% денег обращается в спекулятивной сфере, ежедневные обороты которой достигают триллионов долларов.

Научный прогресс превратился в источник угрозы человечеству. К известным опасностям (использование радиоактивных материалов, вредные выбросы и т.д.) добавились новые: клонирование, генная инженерия, управление климатом и ионосферой и другие, каждая из которых угрожает человеку и среде его обитания. Важнейшая среди новейших технологий - методы управления сознанием: возможности постоянной электронной слежки практически за каждым - заменяет демократию ее имитацией. Литература, музыка, театр насильственно, против воли народов вытесняются эрзац-культурой - оглупляющей, расчеловечивающей "развлекухой". И даже богатство языков - важнейшего инструмента любой современной культуры - заменяется упрощенным английским, достаточным лишь для примитивного "общения". Удовлетворение физиологических потребностей превратилось в погоню за кайфом - возникшая цивилизация не только “гедонистическая”, но по существу наркотическая.

Описанными средствами ведущие глобализаторские силы пытаются достроить “новый мировой порядок” ради неограниченной власти над человечеством. Что это за силы? Не только (и не столько) правительства стран “золотого миллиарда” или официальные наднациональные структуры - Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО) , и т.п. Транснациональные корпорации создают неформальные инструменты воздействия на правительства и народы стран: разнообразные комитеты, фонды, клубы и т.д. И сейчас это уже делаются почти открыто: скажем, многие решения Бильдербергского клуба публикуются и каждый может наблюдать их исполнение. “Комитет 300” и “Бильдербергский клуб” опубликовали списки своих членов и задач (возможно, неполные), доказав обоснованность прежних подозрений на их счет. Идеологи, конструкторы “нового мирового порядка”, такие, как Ж.Аттали, З.Бжезинский – открыто пишут о ценностях и перспективах глобализированного мира, вот важнейшая: свобода передвижения капитала, товаров, рабочей силы, т.е. мир без стран, без границ - человечество как масса “новых кочевников”, ищущих максимальных доходов. Впрочем, большая часть людей в этой модели будет лишней - идеологи НМП этого не скрывают: удовлетворит свои потребности не больше 20% населения Земли. Разработаны и созданы инструменты, призванные не допустить протеста большинства, который мог бы сорвать реализацию этой модели. Для основной массы предложена система развлечений (“титетейнмент”) - что-то вроде соски для младенца. Индустрия развлечений уже играет важную роль в усмирении недовольных. Скажем, электронные СМИ формируют "плановое" отношение к событиям, непосредственно моделируют поведение, формируют некритичное отношение к конструируемой реальности, способствуют духовной деградации - все это облегчает управление массами. Уже сейчас борьба партий часто лишь имитируется, как и "протестные" акции, создаются управляемые террористические формирования. Все больше проявлений общественной жизни парализованы имитацией.

На глазах появляется такое средство тотального контроля за личностью, как информация на электронных носителях (пластиковые карты, микрочипы), которое может быть инструментом слежения и даже расправы, т.к. чип или карта накапливают сведения о местах пребывания человека, его контактах, покупках, финансовых операциях - т.е. отслеживается и запоминается вся жизнь человека. Если предъявление таких карточек, скажем, вместо денег будет обязательным, человек, нарушивший некий запрет (скажем, вступивший в партию-изгой) теряет возможность покупать, ездить по городу, просто бывать на улицах. Мир превратится в “электронный концлагерь”.

Очевидно, что это - тупик для всего мира. Глобализация оказывается войной против всего человечества, против русского народа, имеющая целью уничтожение огромного количества людей и установление единственного центра управления миром.

Если мы хотим, чтобы у Земли было завтра, сегодня нужно ясно видеть опасность. Причем нельзя забывать и об изменениях, которые вносит время в структуру «нового мирового порядка», не отменяя его сущность.

Сейчас уже очевиден провал экономической доктрины неолиберализма, лопается спекулятивный пузырь долларовой финансовой системы. Однако общие политические, экономические и духовные тенденции продвижения «нового мирового порядка» по миру сохраняются. Борьба необходима! 

Западная цивилизация, распространяемая глобализаторами на всю Землю,  на краю пропасти. Не будем ее догонять и перегонять, не будем пытаться в нее встроиться на пороге гибели. Сохраним разнообразие цивилизаций и найдем в нем пути спасения!

 

 

 

  1. История борьбы.

Борьба против «нового мирового порядка», точнее, против различных его проявлений, идет уже длительное время. И строки Ю.Кузнецова «Потому что третья мировая/ Началась до первой мировой» не кажутся шуточными. Осознание наличия единой причины многих бедствий человечества происходит постепенно, нельзя сказать, что оно уже достигло своего завершения. Однако, начиная с девяностых годов, происходит объединение различных политических сил, которые видят противника именно в «новом мировом порядке».

К концу 1999 года это объединение получило выражение в совместно проводимых протестных акциях против структур «мирового господства»: Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также встреч глав государств «золотого миллиарда», так называемой «семерки» (ставшей вскоре «восьмеркой» после присоединения отнюдь не принадлежащей к «мировым господам», но все еще могучей России). Именно тогда возник термин «антиглобалисты», который сами участники акций протеста посчитали оскорбительным: они заявляли, что не противостоят глобализации как таковой, а только пытаются изменить ее осуществление, ввести социальные факторы. Самоназванием этого движения стало «альтерглобалисты».

      Параллельно с этим движением в Европе и США возникало противодействие неолиберализму со стороны традиционалистов, консерваторов, тех, чьи взгляды нельзя было причислить к «левым» по западной политической традиции. Формально эти силы оказывались в противостоянии альтерглобалистам, что предопределялось сложившейся политической системой.

Бурно начавшись в 1999-2001 годах, альтерглобалистское движение пошло на спад. Причиной этого называют разношерстность и отсутствие общих целей, которые бы разделялись всеми участниками движения.

      В России антиглобализм возник на столкновении двух тенденций: продолжении западной традиции антилиберального протеста и осознании «нового мирового порядка» как причины бед России, против которых боролись различные патриотические силы. Это предопределило наличие двух ветвей: альтерглобалистской, базирующейся на троцкистских и близких к ним организациях (однако вовлекающих в свои ряды и других активистов и ученых левой ориентации) и антиглобалистской, к которой относят себя группы «Антиглобалистского сопротивления», движения «За право жить без ИНН». Антиглобалисты временами сотрудничают с рядом партиф, в том числе КПРФ, которая во многих документах (в частности, в решениях 10 съезда) и трудах лидеров Г.Зюганова и В.Никитина провозглашают борьбу против «капиталистической глобализации», «глобализации по-американски».

            Ассоциация «Антиглобалистское сопротивление» начиная с 2002 года ведет борьбу против различных проявлений «нового мирового порядка», объединяя различные политические и общественные силы на основании неприятия нынешней глобализации и ее  последствий. В совместных действиях и обсуждениях, в материалах сайта, газет и журналов, сборников, подготовленных ассоциацией, выработано общее представление об опасностях и их источнике – «новом мировом порядке». Однако не лишено оснований  представление о том, что объединение в голом отрицании чего-либо непродуктивно и обречено на поражение. В качестве жизнеспособной альтернативы может выступать лишь самостоятельный проект, содержащий конструктивную идею и программу её реализации. Антиглобалисты предлагают собственный проект, антиглобалистское видение будущего.

 

  1. Будущее: основные параметры

 

То, что мы хотим видеть в будущем, - это продолжение того, что мы ценим в настоящем.

Мы считаем истинно человеческим отношение уважения друг другу, стремление помочь слабому, оградить от опасностей ребенка, сохранить и передать следующим поколениям наши культурные и духовные ценности, полученные от отцов или созданные уже в наше время. Поэтому общество, за которое мы намерены бороться, должно создавать условия для того, чтобы отношения в нем остались человеческими.

Естественно, реальная жизнь полна противоречий. У каждого положительного явления обязательно есть изнанка. Но устройство общества должно быть таким, чтобы отрицательное не превалировало над положительным.

      Мы пока не готовы описывать подробные формы политического устройства, а также конкретные шаги, продвигающие нас к желаемому. У различных партий и организаций представления об этих сторонах дела оказываются весьма противоречивыми. Впрочем, жизнь обычно заставляет менять даже самые продуманные планы.

Поэтому пока в наших совместных действиях мы ограничиваемся теми шагами, которые прописаны в рабочих «Программах», в основном, ориентированных на противостояние угрозам, исходящим от «нового мирового порядка». Эти программы включают в себя шаги по изучению НМП и по распространению сведений о нем в широких кругах населения, по выражению протеста агрессивным действиям глобалистских структур (в первую очередь, НАТО) против стран мира, против экономического угнетения народа России и других стран (в том числе, и исходящего от местных сил), против подавления личности путем создания средств электронного слежения, против разрушительных действий в духовной сфере – в масс-медиа, культуре, воспитании и т.п.

Конкретное наполнение программ и их количество меняется в зависимости от возникновения или осознания новых опасностей. Но в целом, за этими мерами противодействия так или иначе проглядывает и положительный образ будущего, к которому мы стремимся.   

 

  1. Хозяйственные основы организации общества будущего.

На протяжении тысячелетий в деятельности человека действовали факторы сотрудничества и конкуренции. Сотрудничество выходило на первый план  в самые тяжкие времена, ибо, только объединив усилия, удавалось выжить в тяжелых природных условиях, после разрушений, вызванных катаклизмами или войнами. В последнее тысячелетие все больше росла роль конкуренции, оказавшейся мощным стимулом для развития производства, техники, науки.

Однако в двадцатом веке разогнавшаяся экономическая машина проскочила разумные границы, экономика перестала ориентироваться на удовлетворение человеческих потребностей, ее целью стало получение максимальной прибыли. Такая деятельность несовместима с существованием человека и его окружения, т.к. искусственно раздуваемые потребности требуют все больше ресурсов, и пределов этому росту нет.

Поэтому новое общество может быть только обществом сотрудничества. Это не исключает возможностей проявления инициативы, предприимчивости, конкуренции. Они всегда могут реализоваться, например, в творческих коллективах, на экспериментальных производствах, в формах семейного подряда и т.п.. Но речь идет о соперничестве в рамках сотрудничества, аналогичному соревнованию коллективов на одном производстве, имеющих общую цель – совершенствование производства.

             От общества конкуренции к обществу сотрудничества! Человек слишком силен, а Земля слишком слаба, чтобы выносить непрерывные драки конкурентов за ресурсы, ради все новых наслаждений.

 

Уже сейчас все большую роль в хозяйственной деятельности играет производство информации: научные открытия, изобретения, программный продукт, оповещение людей о происходящем. В отличие от продуктов промышленного производства информационный продукт, раз произведённый, может без затрат труда копироваться в любом необходимом количестве. Но господствующие корпорации насильственно ограничивают свободу распространения информационных продуктов «авторским правом», «лицензированием» и т.д. По мере развития с одной стороны т.н. «пиратства», а с другой стороны некоммерческого информационного производства (в частности, «open source») существующий в рамках действующей глобалистской системы характер производства неизбежно даёт трещины и уже сейчас начинает разрушаться. Мы поддерживаем идею борцов против копирайта, считаем, что получение разового вознаграждения автору должно исключать любые возможности запрета или ограничений на использование информации.

 

Знания – достояние всего общества! Информацию нельзя превратить в товар никакими запретами. Творцам – достойное вознаграждение, плодам их талантов – доступность для всех.

Солидарное общество со свободным обменом информацией способно начать функционировать как единая нейросеть, коллективный разум.

 

Поэтому очевидно, что в обществе будущего товарно-денежные отношения должны быть ограничены. Эти отношения не могут существовать в таких сферах, как безопасность, здравоохранение, образование, наука, культура, поскольку они связаны с удовлетворением основных жизненных потребностей человека.

Я не товар! Мир не товар! Важнейшие сферы человеческой жизни: безопасность, здравоохранение, образование, наука, культура – не могут быть объектом товарно-денежных отношений.

 

В качестве альтернативы мы предлагаем плановую систему производства, всецело подчинённую целям и задачам жизнеобеспечения и жизневоспроизводства, удовлетворения потребностей населения той или иной конкретной страны в сельскохозяйственных, индустриально-промышленных и информационных продуктах, необходимых для стабильного поддержания достойного уровня жизни.

Такое производство в качестве предпосылки требует национализации основных сфер производства и существенного преобладания общенародной (государственной) формы собственности над частной. Способом существования такого производства должно стать стабильное устойчивое самовоспроизводство, а не безграничный рост и расширение.

Разумеется, при таком подходе не исчезнут различия в уровне развития и уровне потребления между развитыми и отстающими регионами, но станет, по крайней мере, невозможной нынешняя абсурдная ситуация вымаривания «экономически неоправданного» населения, обладающего всем необходимым для устойчивого жизневоспроизводства на своей земле.

 

Хрупкость нашей среды обитания и сложность современных экономических связей требуют планирования хозяйственной деятельности людей, в основе чего лежит общественная собственность на основные средства производства и ресурсы. Земля, воздух, вода, недра, сельхозугодья, важнейшие производственные мощности – достояние всего народа, а не кучки олигархов!

 

 Таким образом, мы стремимся к обществу, в котором отказ от конкуренции и, следовательно, от прибыли как высшей цели деятельности позволит переориентировать труд на удовлетворение потребностей человека. Не будет необходимости разжигать в потребители все новые желания купить и заиметь, и перед каждым откроются возможности обратиться к духовным ценностям.

 

 Не человек для экономики, а экономика для человека! Цель хозяйственной деятельности – не максимальная прибыль, а удовлетворение потребностей всего населения. В разделении труда каждый должен иметь возможность реализовать свои способности. В рамках экономики сотрудничества есть место активности и предприимчивости, которые должны работать на общую цель.

 

  1. Духовные основы жизни общества

То, что делает человека человеком, то, что нам всем так дорого – и что безжалостно разрушается в современном мире – это духовные начала существования человечества. С самой зари человечества каждая культура вырабатывала нормы и ограничения, позволявшие людям сосуществовать. Обращение к духовным вечным ценностям наполнило жизнь человека перспективой и смыслом. Но соблазны потребления чем дальше, тем больше уводят от высоких душевных потребностей.

Однако такое положение уже сейчас входит в противоречие с растущим благодаря техническому прогрессу  могуществом человечества и отдельных личностей. Безнравственность не совместима с жизнью при нынешнем уровне владения технологиями..

Развитие науки и техники достигло пределов, при которых она становится опасной для человека и человечества. Это  ядерная энергетика, управление климатом, генная инженерия, вмешательство в сознание. Очевидно, что будущее принесет нам дальнейшие научные открытия, ибо получение знаний неостановимо.

  Такое положение выдвигает на первый план задачу введение этических категорий: норма, запрет, допустимое, самоотречение – в структуру управления обществом.

Немыслимое ранее могущество человека требует введение радикального ограничителя – нравственных запретов.

Несмотря на то, что в сегодняшнем «обществе потребления» постоянно осмеиваются мораль и упование на моральные ограничители, в реальной жизни нам постоянно приходится сталкиваться с тем, как моральные нормы и запреты позволяли выжить и преуспеть тому или иному сообществу.

Это относится к небольшим группам людей – представителям рискованных профессий, охотникам, спасателям, военным разведчикам, где сложились кодексы взаимовыручки, позволявшие выходить из ситуаций, когда отказ от принятых норм привел бы к гибели всех по одиночке. Но то же самое мы видим и в жизни народов, когда какие-то духовные и нравственные установки подвигали людей на великие свершения: строительство грандиозных соборов, победы в войнах. Самый близкий для нас пример – это подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Нравственная установка – уважение к истории, к природе, друг к другу – может играть ведущую роль при  разрешении противоречий человека и окружающей среды, людей разных культур и традиций.

Культурное многообразие является залогом развития, и, напротив, унификация или хаотическое смешение неизбежно ведут к культурному обеднению и культурной деградации человечества. Каждая национальная культура представляет собой внутреннее единство, и только в этом внутреннем единстве каждый её элемент обретает осмысленность и внутреннюю жизнь. Между самыми различными аспектами культуры, как, например, между элементами одежды и традиционными правовыми нормами, существуют глубокие внутренние связи. Разрыв этих связей, помещение вырванного из своей среды культурного элемента в чуждый ему контекст, обессмысливает его и фактически лишает значения элемента культуры.

Культура в самом широком значении слова является способом бытия этноса и неотделима от характерных для него общественных отношений, вмещающего ландшафта, способа и характера производства. Разрушение границ этноса разрушает, тем самым, сам этнос, а, следовательно, и культуру как способ его бытия.

Таким образом, для успешного развития общества исключительно важно сохранение национальных и цивилизационных особенностей. А это, в свою очередь,  требует сохранить сложившиеся формы совместного проживания людей одной нации (национальное государство, федерация с установленными правами каждой нации, культурные автономии), не допуская размывания структур и превращения населения в «новых кочевников» без корней и культурных связей.

Нельзя не понимать, что в деле создания нравственного климата в обществе большую роль играют традиционные представления, как донесенные до нас в религиозных текстах наших традиционных верований, так и выработанные в человеческой практике (народные традиции, моральный кодекс коммунистов, законы товарищества у людей опасных профессий). Поэтому необходимо уважительное отношение к религиозным практикам без попыток насильственного распространения той           или иной религии (как говорят православные, «невольник – не богомольник»).

Завещанные предками национальные традиции, религиозные заповеди, кодексы товарищества и взаимовыручки должны направлять наши шаги в мире, способном к самоуничтожению, и удерживать нас от пагубного шага.    

            Формирование нравственных установок начинается с семьи. В семье человек учится быть частью сообщества. Семья служит основой для передачи традиции. Институт семьи должен не только сохраниться, но и упрочиться, причем отношения в ней должны определяться физиологическими особенностями ее членов: мужа и жены, старших и младших – так, как это сложилось в традиционных культурах.

            Общество в целом должно иметь механизмы, ограждающие ее членов, особенно детей, от разрушения нравственных устоев, от оскорбления нравственного чувства. Вопросы воспитания и образования должны быть тесно увязаны с формированием нравственности в традиционном для данного общества духе.

Нет насаждению безнравственности в массовой коммуникации!

 

В то же время все необходимые для общества ограничения не должны противоречить главной ценности человека – его свободе, свободе думать, говорить и действовать в соответствии с внутренними побуждениями.

По мере внедрения различных аппаратных средств, прежде всего электронных, в сферу управления создаётся ситуация господства техники над гражданскими правами. Особую угрозу представляют электронные системы, автоматически аккумулирующие и обрабатывающие электронную информацию о гражданах и создающие их электронные профили. Спорить с электронной системой невозможно. Поэтому свобода человека означает существенное ограничение средств электронного контроля и управления и строжайший общественный контроль над ними. В частности, не допускается введение личных номеров людям (а не документам), суммирование в единой базе данных информации о человеке из разных ведомственных источников, если в этом нет прямой необходимости, К примеру, медицинская информация должна храниться только в медицинской базе данных под номером медицинской карты, никак не сопрягаясь с данными, хранимыми банком под номером банковской карты или с данными паспортного стола и т.д. Это помешает государственным или иным структурам нарушать права личности на приватность частной жизни.

И, естественно, категорический не допускается вживление в тело человека микрочипов-имплантантов за исключением случаев крайней необходимости по медицинским показаниям, поскольку имплантанты могут служить средством воздействия на здоровье и жизнь человека.  Любое использование технических средств надзора за гражданами должно быть законодательно оправдано и находиться под контролем общества.

 

            Свобода – величайшая ценность. Общество не должно выстраивать систему слежки и подконтрольности каждого шага человека, использовать электронные устройства для превращения человека в управляемый объект. Нет – техническим средствам контроля, использованию электронных средств слежки, нет - вживлению управляющих микрочипов людям! Действия государства – в рамки строгой законности!

 

  1. Так и будет!

Здесь представлена картина будущего, в котором реализовано господство человека, его биологических, социальных, культурных и духовных потребностей, над техносферой, государственной машиной и безличными экономическими силами.  Мы, антиглобалисты, выдвигаем свой собственный проект цивилизационного развития человечества, предполагающий, в противоположность глобалистскому, разумное самоограничение общества в материальном производстве и потреблении, но безграничную свободу в творческом, интеллектуальном и духовном саморазвитии.

Этот проект создан русскими антиглобалистами, основывается на традициях и ценностях русской цивилизации. Но большинство положений находит отклик и в системе ценностей других цивилизаций: западной (до ее подавления глобализацией), исламской, китайской, японской, в традициях многих больших и малых народов. За этими положениями стоят основные особенности человека как биологического и общественного существа, как творца цивилизаций и культур, духовных и земных ценностей.

 

Будущее – за обществом уважения: уважения друг к другу, к духовной жизни каждого, к окружающей человека среде – живой и рукотворной, к закону, к истории, к традиции и вере. Так мы сохраним человеческое в человеке! Так сохраним жизнь на Земле и будущее для грядущих поколений! Живи, Земля!

 

 

Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад