Революция
по-антиглобалистски
НА
ПОРОГЕ НОВЫХ РЕВОЛЮЦИЙ, в которых главной движущей силой будет НОВЫЙ СРЕДНИЙ
КЛАСС
http://rpmonitor..ru/ru/detail_m.php?ID=6550&print=Y
Разрушение среднего класса приведет к всемирному восстанию технократов
против транснациональных элит
В ПЛЕНУ КУЛЬТА МЕНЬШИНСТВ
Обычно выделение элиты в <особый народ>, презирающий население собственной
страны, инкриминировали России. На Западе же, мол, все иначе. Там, дескать,
говоря словами Авраама Линкольна, правят правительства народа, из народа и
для народа. Однако эти представления явно устарели. Обособление элит от
своих рядовых сограждан становится чумой нового века - века глобализации.
Кто на Западе больше всего кичится своими демократическими традициями?
Американцы.. Их верхи всегда любили подчеркивать свою народность в
противовес аристократичности и кастовости Старого Света.
Но с недавних пор американская элита все больше превращается в некую
космополитическую силу, устремления которой прямо противоположны интересам
подавляющего большинства граждан Соединенных Штатов. Причем четкие линии
разлома проходят по отношению к таким явлениям, как глобализация, членство в
ВТО, экономический ультралиберализм, многокультурность и политкорректность.
Криз американской идентичности начался в 1960-1970-х годах, когда
американские элиты вместо того, чтобы сплачивать американцев в единую нацию
с общим языком, культурой, ценностями, верой и историческими героями,
сделали ставку на культ меньшинств. Национализм, патриотизм, христианство
(протестантского толка) были объявлены <старомодными>.
Гибель СССР и политика <неограниченного капитализма> ускорили процесс
раскола американского общества. Народилась <глобоамериканская> элита,
<золотые воротнички> (они же - <давосские мальчики> и <космократы>). Как
считает Хантингтон, к 2000 году на планете насчитывалось около 20 миллионов
<золотых воротничков>, 40% коих имели гражданство США. В самой Америке <золотоворотничковый
слой> насчитывает не более 4% населения. Но именно эти 4% обладают львиной
долей богатства и влияния в современных США. Их психология цинична и
космополитична: мол, в ближайшие годы только политиков будут заботить
государственные границы. <Космократы> больше связаны с международными сетями
и корпорациями, нежели собственно с Америкой.
За богатством потянулись и академические круги. Слово <патpиотизм> в США
1990-х годов стало, как и в ельцинской РФ, ругательным. <Профессор Марта
Нуссбаум из Университета Чикаго определяет патриотическую гордость как
<морально опасную эмоцию>, доказывает этическое превосходство космополитизма
над патриотизмом: Профессор Эмми Гутман из Принстона утверждает, что
американским студентам <просто стыдно узнавать: прежде всего они,
оказывается, граждане Соединенных Штатов>: Профессор Ричард Сеннет из
Нью-Йоркского университета отвергает <порок общенациональной идентичности> и
называет эрозию национального суверенитета <принципиально позитивным
явлением>. Профессор Джордж Липсиц из Калифорнийского университета (Сан-Диего)
полагает, что <в ближайшие годы в патриотизме начнут искать прибежища
мерзавцы всех сортов и мастей>. Профессор Сесилия Олири из Американского
университета считает, что проявлять патриотизм означает позиционировать себя
как милитариста, <ястреба> и белого мужчину-англосакса. Профессор Бетти Джин
Крейг из Университета Дорджии нападает на патриотизм за его <тесные связи с
воинской доблестью>:> - с иронией и болью пишет Хантингтон, ненавязчиво
подчеркивая неанглосаксонские фамилии этих интеллектуалов.
И это при том, что американский народ в большинстве своем как раз уважает
патриотизм. Хантингтон говорит об острейшем противоречии между
<патриотической публикой> и <денационализированными элитами>.
<Американский истеблишмент, как частный, так и государственный, все больше
отдаляется от американского народа. Политически Америка остается
демократией, поскольку лидеры страны становятся таковыми через свободные и
честные выборы. Во многих других отношениях Америка сделалась
непредставительной демократией, поскольку в ряде аспектов, особенно
касающихся национальной идентичности, мнение избранных лидеров категорически
не совпадает с мнением народа. Можно сказать, что американский народ все в
большей степени отчуждается от государственной политики и сферы управления>,
- с горечью отмечает Хантингтон.
Он приводит обширную статистику, доказывая: в то время, когда подавляющее
большинство американцев выступает против неограниченной свободы бизнеса (и
за протекционизм), против наплыва мигрантов и политики многокультурности,
против эрозии англоязычности, против феминизма и засилья меньшинств,
американская элита, наоборот, все это неуклонно проводит в жизнь. (Например,
за отмену протекционистских пошлин на импорт товаров в США в 1994 г.
высказались 79% представителей элит и только 40% - народа). Причем
занимается сокрушением <американскости> элита в первую очередь финансовая,
от которой зависят и политики, и университеты, и масс-медиа.
Вырисовываются даже некие закономерности. Итак, если с 1960 по 1979 г.
общенародные интересы публики и государственной политики совпадали в 63%
случаев, то с 1980 по 1993 г. процент снизился до 53%.
<Нежелание национальных лидеров <заигрывать> с народом имеет вполне
предсказуемые последствия. Когда политика правительства принципиально не
совпадает с мнением общества, мы вправе ожидать утраты общественного доверия
к правительству и интереса к политике, а также поиска альтернативных средств
реализации своих убеждений, неподконтрольного политической элите:> - пишет
Хантингтон.
Чтобы хоть как-то сплотить расползающуюся нацию, чтобы остановить рост
пропасти между элитой США и народом, потребовалось устроить шоу 11 сентября
2001 года и последующий бушизм. На какое-то время этого хватило.
Однако эффект <одиннадцати-сентябрьского патриотизма> оказался недолгим.
Откровенный идиотизм и авантюристичность бушизма вернули все на круги своя.
И снова идет слом идентичности, а элита отдаляется от народа, становится все
больше глобалистски-денационализированной.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОСТФАШИЗМ
Вариант того же явления - появившийся в Европе некий <постфашизм>. Термин
был порожден знаменитым интеллектуалом и культурологом Умберто Эко, который
применил его по отношению к правлению в Италии медиамагната Сильвио
Берлускони.
Итак, его черты: оболванивание народных масс с помощью дебилизирующих,
возбуждающе-развлекательных СМИ, которые ломают способность к цельному,
логическому мышлению. Став дебилами (немыслящим большинством), массы с
упоением голосуют за политических шоуменов, что могут в один и тот же день
говорить взаимоисключающие вещи (чтобы понравиться разным отрядам
электората). За тех, что ловко жонглируют популистскими лозунгами. За тех,
что кичатся своим богатством и в открытую используют власть для извлечения
прибылей в своих деловых империях, и при этом не стесняются, как раньше,
совмещать власть с бизнесом. Более того, оболваненный электорат умиляется:
каков шельмец! Смог украсть для себя - украдет и для нас. Или же так: он уже
наелся - значит, воровать не будет.
Отличительная черта европейского постиндустриального постфашизма -
беззастенчивое манипулирование электоратом. Его дурачат почти в открытую.
При этом материальное положение масс ухудшается (ведь производство уходит из
Европы в Азию), демонтируется система социального государства. Размывается
средний класс, растет число бедных - но зато сверхбогатая верхушка все
больше выделяется в некую <высшую расу>. Она превращается в те самые
космополитические <золотые воротнички>.
Отличительная черта нынешних богачей - крикливая, показная роскошь.
Умопомрачительная дороговизна их одежд, жилища, пищи, развлечений.
Глядя на богачей США и Европы, <элиты> остального мира принимаются им
подражать. В РФ мы это видим во всей красе.. Несмотря на некую реабилитацию
патриотизма, РФ-<элиты> ведут себя как <высшая раса>, живут в Лондоне, учат
за рубежом детей, покупают там предприятия, виллы и футбольные клубы. В Азии
элиты просто купаются в роскоши, выкидывая на нее миллиарды долларов за счет
сверхэксплуатации своих народов. И глядят на своих соотечественников как на
грязь под ногами.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И <НОВОЕ ВАРВАРСТВО>
Мы можем с полной уверенностью утверждать, что отделение элит от народов и
слияние оных элит в сообщество глобальных <хищников> связано со многими
другими явлениями. И взаимосвязи эти установлены самым что ни на есть
опытным путем.
Итак, элитарное свинство всегда сопровождается процессом деиндустриализации
и укреплением власти не какого-нибудь, а именно финансового капитала.
Промышленность либо разрушается физически (как в РФ), либо уводится в Китай
(как в случае США и Европы). Экономика творчества, грандиозных
научно-технических программ и прорывов заменяется бесплодной экономикой
финансовых спекуляций, психических манипуляций, коррупции и сырьевого
экспорта. Технический прогресс сводится к бесконечному усовершенствованию
компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и электронно-виртуальных игр.
При этом явно деградирует образование (и школьное, и высшее). В наступление
переходят сторонники феминизма, прав всяческих меньшинств и <мультикультурализма>
(по-русски - многокультурности). Расцветает теория о том, что добродетели
(честь, совесть) - это пережитки уходящей эпохи, а в торжествующем
постиндустриализме добивается успеха тот, кто не имеет никаких моральных
ограничений. Это, мол, и есть <постиндустриальная нравственность>. Любовь к
своему народу объявляется <фашизмом>. Расцветают наркомания и разветвленная
индустрия порока. Бизнес и власть начинают апеллировать к самым низким и
темным сторонам человеческой натуры. Начинается яростная атака на
традиционные религии - их норовят заменить даже не атеизмом, а откровенным
сатанизмом. Гибнет культура чтения - ее заменяет примитивная видеокультура,
воскрешающая нравы и представления дописьменной эпохи. СМИ садистски смакуют
чужие страдания, катастрофы и войны. Начинается погружение во <вторичное
варварство>. Политика превращается в вечное шоу с использованием катастроф и
терактов, провокаций и наглой лжи. И все это идет на фоне разрушения
общества, раскола его на супербогатых и бедных, с ослаблением и разрушением
среднего класса.
Корень зла всегда один: засилье спекулятивного капитала. Создание <экономики
глобального казино>. Абсолютизация принципа <прибыль - как можно скорее и
прежде всего>.
Попытки повернуть общества к патриотическим ценностям, не меняя при этом
элиты и не затрагивая в целом экономической основы, были предприняты в США
после 2000 года и в РФ в тот же период. Пока означенные попытки не привели к
сколь-нибудь заметному успеху.
Но, с другой стороны, эра господства финансовых спекулянтов и манипуляторов
массовой психологией явно кончается. <Постиндустриальный> мир входит в
тяжелый системный кризис, в полосу катастроф и потрясений. Длившееся с
начала 1980-х годов господство ультралибералов истощило экономику и
инфраструктуру некогда промышленно развитых стран, привело к
демографическому кризису, накопило тяжелейшие проблемы. Теперь снова нужно
заниматься наукой и технологиями, строить инфраструктуру, осваивать новые
виды энергии, летать в космос. Проще говоря, творить новую революцию в
производительных силах. Такую же, как революция XVIII-XIX веков, когда
человечество перешло от использования энергии ветра, воды и мускульной силы
к экономике машин, химической энергии и электричества, к эпохе фабрик и
заводов.
Подобный прорыв необходим и сейчас. Причем и для США, и для Китая, и для
Европы, и для РФ новая технологически-промышленная революция становится
условием элементарно выживания. Все названные игроки погрязли в своих
тяжелых проблемах, напоминающих гордиев узел: распутать уже невозможно -
надо разрубать. Чем? <Мечом> новой научно-технической революции.
СРЕДНИЙ КЛАСС ЗАМЕНИТ ПРОЛЕТАРИАТ МАРКСА
Но со старыми элитами сделать подобное невозможно. Элиты нужно кардинально
менять.. Финансовый капитал бесплоден: он лишь до бесконечности
эксплуатирует созданное до него. Надо выводить к вершинам власти людей с
новой психологией, с иным взглядом на мир. Нужны не банкиры и обслуживающие
их политики и юристы, а генеральные конструкторы, дерзкие мечтатели и
создатели <того-чего-раньше-не-было>.
В этом смысле в завтрашнем мире победит тот, кто первым совершит смену
элиты, кто покончит с отрывом ее от народа. Тот, кто осуществит старый
советский лозунг <Народ и партия едины> (подразумевая под партией именно
элиту) в рамках грандиозного строительства нового мира.
Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы этот процесс первым восторжествовал
именно в Русском мире. Однако реальность к нам немилосердна: в РФ элита
по-прежнему оторвана от народа. Несмотря на рост ВВП, идет углубление
материально-имущественного расслоения, не преодолена неэффективность
государственного аппарата и его неописуемая коррупция. Не преодолена до сих
пор и инерция <криминального ультралиберализма> в экономике.
Впрочем, в США тоже хватает проблем. Надо признать, что ближе всего к
желаемому состоянию подошла именно китайская элита. Ведь она никогда не была
финансово-спекулятивной и медийной, она инженерна и проектна по сути своей.
Судя по всему, старые элиты <золотых воротничков> не отдадут власть без боя.
Главной же революционной силой (аналогичной пассионарному рабочему классу
начала ХХ века) станет уничтожаемый глобализацией и ультралиберализмом
средний класс, состоящий из инженеров, исследователей, специалистов с высшим
образованием, университетских людей, программистов, рабочих высшей
квалификации. Следуя исторической логике, именно они должны вступить в
борьбу с финансово-медийной элитой на Западе и с сырьевыми олигархами и
коррумпированным чиновничеством - на Востоке.
Еще в апреле 2007 г. был опубликован доклад контр-адмирала Криса Пэрри,
главы Центра развития, концепций и доктрин Военной академии в Уилтшире
министерства обороны Великобритании, посвященный стратегическому контексту
через тридцать лет. <Средний класс может стать одним из революционных
классов, приняв на себя роль, которую Маркс отдавал пролетариату>,-
говорится в докладе. Этот тезис основывается на все увеличивающемся разрыве
между средним классом и супер-богачами, который угрожает общественному
порядку. <Средние классы мира могут объединиться, используя свой доступ к
знаниям, ресурсам и умениям>. Марксизм может быть возрожден, говорится в
докладе, кроме того, и из-за глобального неравенства. Усиливающаяся
тенденция к прагматическим ценностям будет способствовать тому, что люди
примутся искать <убежище, предоставляемое более жесткими системами
верований, включая религиозную ортодоксальность и доктринерские политические
идеологии, такие как популизм и марксизм...>
Все это также согласуется с выводами о том, что нынешняя глобализация и
ультракапитализм уничтожают средний класс. Об этом особенно громко говорит
современный русский историк Андрей Фурсов. Оно и понятно: глобализм выводит
производство из стран Запада в Азию. Исчезают условия, породившие западный
средний класс: существование Советского Союза, который заставлял
капиталистов разворачивать громадные государственные программы в области
вооружений, науки и техники, образования, в сфере социального обеспечения. А
сегодня <середняки> больше не нужны. В глобальном порядке востребованы
суперэлитарии, небольшая прослойка специалистов высшего класса - и тупые
малоквалифицированные рабы в больших количествах.
Однако средний класс образован, обладает знаниями и явно не хочет молча
терять свой статус. Он революционизируется и попытается дать ответ на вызовы
глобального капитализма. Так же, как когда-то рабочий класс и технократы
дали ответ на вызовы Первой глобализации начала ХХ века, потерпевшей
крушение в Мировой войне 1914-1918 годов.
С нашей точки зрения, в XXI веке неминуем подъем и неокоммунизма (очень
высокотехнологичного и сумевшего учесть ошибки коммунистов ХХ века), и
усовершенствованные версии рузвельтовского <Нового курса>, и религиозного
фундаментализма. Принципиально новым может стать движение <нейросоциалистов>,
куда войдут продвинутые коммунисты и сторонники делиберативной демократии
(демократии диалога). Они выдвинут проект создания самоуправляющегося
сетевого общества с минимальной бюрократией, с созданием <разумных
организаций>. (Этот вариант описан в <Будущем человечестве> Игоря Бощенко и
автора этих строк)..
Юноше, обдумывающему планы на жизнь в наши дни, придется выбирать среди этих
течений. Революционизирующийся средний класс и креативный капитал будут
распределяться именно между этими воскресшими проектами. При этом на
повестку дня станут новая НТР, создание человека нового типа, нового
общества и т.д. Вполне возможно, что мы увидим возникновение
технократически-проектых, нацеленных на прорывы - и крайне нелиберальных
диктатур.
И все это - в условиях ужесточающейся войны с финансово-медийными элитами,
жесткой конкуренции с Китаем и противостояния исламским движениям. Вполне
возможно, что и США попробуют преодолевать свой кризис через погружение мира
в полосу постоянных войн. (В принципе, это началось уже сейчас - идут войны
на руинах Ирака, Ливана, к которым вскоре могут присоединиться Пакистан и
Иран).
Чтобы сохраниться и победить, Россия, по логике вещей, должна сыграть на
опережение и оседлать бурные потоки истории. Нам отчаянно необходимо
поменять элиту и перейти на траекторию инновационного развития, развития
проектного, с новыми прорывными пятилетками. В противном случае РФ падет
из-за ожесточенного общественного конфликта внутри себя, в силу
неэффективности государственного аппарата (управленческого дефолта) и под
ударами внешних сил.
Максим Калашников
Выскажите
ваше мнение на форуме
|