Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

Век ребенка: «новые дети» - благословение или проклятие?

 

Как воспитывать детей?

На протяжении многих веков человечество самым серьезным образом подходило к этому вопросу. В разных уголках земного шара, у разных народов воспитание строилось с учетом национальных особенностей, мировоззрения, уклада жизни. Но во главу угла всегда и везде ставились непреходящие человеческие ценности, неписаные законы нравственного состояния человека. «Не убей», «не укради», «не завидуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и мать» и т.д.

Поскольку мы люди русские и живем в России, то нельзя не упомянуть о воспитательной системе в нашем Отечестве. Наши предки придавали воспитанию ребенка огромное значение и подходили к этому вопросу очень серьезно. И это не случайно. Русь, приняв Православную веру, приняла и христианский подход к воспитанию. А христиане четко осознают, что дети – есть дар Божий, который вверяется родителям для взращивания нового человека. И не «просто хорошего» человека, а гармоничной, в полном смысле слова, красивой личности, которая по окончании жизни земной станет наследником Царствия Божия. И поскольку для верующих людей – только это и имело главную цель жизни, то и воспитанию, повторю, придавалось огромное значение.

Не стану убеждать читателя, что все было гладко. Всякое случалось, как в любом дому – и хорошее, и плохое. Были родители и нерадивые, и чрезмерно строгие (из-за чего христианское воспитание многие считают суровым и лишенным всяческих радостей). Были и те, кто бросал своих детей на произвол. Всякое было. Но все же, больше вырастало духовно крепких, добрых, милосердных и отзывчивых людей. И с этим вряд ли поспоришь. Не выстояла бы Русь во многочисленных набегах, когда б не моральная стойкость ее народа. Не помогала бы другим народам в беде, не дала бы такое огромное количество светильников веры, поэтов, художников, писателей, рачительных и трудолюбивых крестьян, мудрых правителей. Не славилась бы скромностью и целомудрием жен и девушек, верностью и всепрощающей любовью…

После революции и кровавого террора, наша Родина потихоньку оправилась, и на детей снова обратили внимание. По окончании гражданской войны начали открываться детские дома, в школах стала выстраиваться уже «советская» система воспитания. Всем известные Сухомлинский и Макаренко стали теми маяками, на которые ориентировались педагоги. И советская система воспитания и образования (а тогда это было неразрывно связано) стала по праву признанной всем миром. Что, собственно, не удивительно, ведь в основе лежали все те же общепринятые ценности, разве что идеологию большевики старательно поменяли.

Что же происходит с воспитанием детей сейчас? В то самое злополучное время, когда «наконец-то» были открыты границы и пал железный занавес, а братские республики СССР стали независимыми друг от друга, хлынули в Россию вместе с ножками «Буша», потоками жвачки и кока-колы всевозможные, новые теории, методики и взгляды на воспитание. Полки книжных магазинов завалены всевозможными трудами известных и не очень авторов, главная мысль которых с небольшими различиями сводятся к одному: ребенку нужна свобода. А в обществе вдруг все как-то резко встало с ног на голову.

«Это он так самовыражается!» - виновато улыбаясь, говорит мама о своем пятилетнем матерящемся на нее ребенке.

Пацан лет трех-четырех в приступе недовольства выбрасывает игрушки к ногам матери. Та, на последних сроках беременности, с трудом молча нагибается за игрушками. Отец, не выдержав, пытается дать реплику, заранее обреченную на провал: «Сейчас получишь!». «Сам получишь! Ты не смеешь меня бить!» - отвечает отпрыск и спокойно отправляется играть. Папа индифферентно молчит. Потом добавляет: «Уходи, с тобой тут никто не разговаривает!» Ребенок не реагирует – чихать ему разговаривают с ним или нет – он свое дело сделал – самовыразился. А Вы только что ознакомились с последствиями свободного воспитания.

Расскажите несколько таких ситуаций своим бабушкам и спросите, допустимо ли было такое поведение детей во время их детства, и внимательно послушайте ответ. Возможно, они скажут, что мир сошел с ума, и у нас раньше ТАК никогда не было. Да мы и сами это видим, не так ли?

Но тогда почему и откуда взгляды на свободное воспитание проникают в Россию?

Попробуем разобраться.

Знаменитая шведская публицистка левого толка, писательница и педагог Эллен Кей (1948–1926)

Ее книга «Век ребенка», вышедшая в 1900 году, заложила систематические основы новой педагогики («школы будущего»).

 Кей категорически отвергает современную ей школьную систему. Она впервые осознанно ставит личность ребенка в центр педагогического процесса. Ссылаясь на афоризм Гете «Счастье — в развитии наших способностей», Кей требует предоставления детям права на самодеятельность и свободный выбор темы занятий. Роль учителя в ее системе сводится к наблюдению за поведением ребенка и подаче в нужные моменты уместных советов. В детях поощряется вдумчивое «самонаблюдение», всякое принуждение полностью исключено. Объем материала, обязательного для усвоения, доведен до минимума. Школа, по мысли автора, должна лишь предлагать, но ни в коем случае не навязывать себя в качестве воспитателя. Особое значение Кей придавала домашнему, материнскому воспитанию, поэтому детские сады и вообще любые дошкольные детские учреждения она мечтала упразднить. Эллен Кей принадлежит знаменитая формула, ставшая девизом ее многочисленных последователей: воспитание в наступающем веке должно строиться «исходя из ребенка».

Романтические фантазии Кей о переустройстве мира составляют наиболее сомнительную и даже опасную часть ее наследия. Характерно, что во второй главе своего труда («О праве детей выбирать родителей») либеральный педагог Кей ссылается на практику тоталитарной Спарты и теорию социал-дарвинизма, когда, в целях «формирования нового и высшего человеческого рода», предлагает подбирать здоровые супружеские пары и тем самым формулирует принципы евгеники. В такой постановке вопроса заложена наивная и ничем не обоснованная вера в то, что замыслы природы открыты сознанию педагога и что они клонятся к достижению некой конечной цели — «высшего» порядка социального и личностного бытия. Христианское милосердие к слабым и больным детям Кей трактует как жестокость, обрекающую их на нескончаемые страдания в жизни. Гуманнее по отношению к таким детям и полезнее для общества, считает она, было бы безболезненно умерщвлять их под контролем врача. Рецепция этих идей в нацистской Германии 1930–1940-х годов могла бы составить тему отдельного исследования. *

Почему именно Эллен Кей я привела в качестве примера «свободной педагогики»? Отнюдь не случайно. Дело в том, что именно ее труды и теории взяты за основу воспитания в прогрессивной сегодняшней Швеции.

«Но при чем здесь Швеция? Пусть как хотят, так и воспитывают, как это связано с Россией? » - спросит читатель. И будет совершенно прав. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» - говорили на Руси. Но, попробуй, объясни это шведам! Есть у нас в стране отдельные приверженцы и последователи современной шведской модели воспитания и шведы счастливы, предложить нам свой товар. И не только предложить, но еще и заплатить за него, лишь бы русские взяли! Возникает следующий закономерный вопрос: а для чего им это надо? А вот ответ на него требует уже пристального разбирательства. Что и попробую сделать.

Общество, дружественное детям.

Передо мной красочная, на дорогой бумаге, довольно увесистая брошюра «ДЕТИ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Если ты растешь в Швеции»/Тиина Мэри, Мария Седерберг. Получить эту брошюру можно, заказав ее у издателя – Шведского Института информации, который занимается распространением информации о Швеции за рубежом и издает материалы большим тиражом.

На первых страницах сразу же предупреждается: «интересам детей должно уделяться первостепенное внимание». А чтобы понять, что есть интересы ребенка, нужно рассматривать вещи и явления с точки зрения… самих детей, при этом «используя их (детей) опыт и знания». Как же это происходит в Швеции на практике?

Сара Лестандер, 11 лет. Чаще всего жизнь Сары совсем не скучная. Наоборот, у нее находится время для приключений и игр. Домашние задания бывают у нее, наверное, только раз в неделю.

-Уроки надо делать в школе. А дома должно быть интересно и весело, - заявляет Сара с непоколебимой решимостью. В основном Сара проводит время на рыбалке, катается на скутере, стреляет из лука и смотрит телевизор. Сара считает, что многое она может решать сама и в школе и дома: - В большинстве случаев мне позволяют делать, как я хочу – говорит она.

Фелип Рамирез Геглионе, третьеклассник. Самое любимое увлечение – футбол. Это занимает почти все его свободное время. А еще для него очень важно носить одежду определенной марки, да не просто какой-нибудь, а спортивной. Фелип воспитан в уважении к другим людям. Мама Фелипа на пенсии по состоянию здоровья – она страдает мышечным заболеванием и часто мучается от болей во всем теле. Для Фелипа же это означает, что его мама дома больше, чем большинство других шведских мам, которые работают(!)

Ода Лилл, 14 лет. Она мечтает стать фотографом либо кинорежиссером. Любит играть на гитаре, общаться с друзьями по электронной почте и сидеть в чате. А вообще друзья, братья и музыка – самое важное в жизни Оды. С родителями Ода почти не ссорится, хотя иногда и покрикивает на них. Если Ода идет на дискотеку или концерт, то она должна вернуться не позже половины первого  ночи – так ей разрешают родители. А еще родители позволяют ей самой решать многие вопросы. И даже могут заплатить деньги за вещь, которая им совсем не нравится или выглядит даже неряшливо.

Заметьте, ни в одной истории не сказано, какие взаимоотношения между старшими и младшими, как ребенок участвует в жизни семьи, помогает ли он своим родителям, какие кроме прав у него существуют обязанности, в конце концов. Для русской семьи всегда были характерны такие качества детей, как: любовь и внимание к людям, уважение к старшим, послушание, помощь, трудолюбие. Существовало даже такое выражение: «Покоить родительскую старость». В шведской семье кроме развлечений и школы – ничего подобного Вы не найдете. Родители словно не существуют в жизни детей, а если и наблюдаются, то не иначе как средство для достижения каких-либо целей. В крайнем случае, родители «не мешают» жить своим отпрыскам.

У мальчика больна тяжелой болезнью мать, она мучается от болей. А для сына это обстоятельство означает не то, что нужно больше заботиться о маме, помогать ей, меньше капризничать и требовать чего-то, но лишь то, что мама больше других находится дома. Правда мама Фелипа свято верит: «Я хочу, чтобы они получали много любви и столько много могли бы отдать. Чувства – самое главное в жизни!» Кто бы спорил! Но только у всех этих детишек пока что получается в основном брать – слишком уж много у них всевозможных прав. Когда же я зачитала о мальчике Фелипе и его больной маме своему шестилетнему сыну, он широко раскрыв глаза, сказал: «Мама, но он же равнодушный!» Устами младенца, как известно, глаголет истина…

Какие задачи поставило Шведское общество перед собой, дабы добиться названия «дружественное к детям»?

В 1979 году в Швеции впервые в мире был запрещено всякое телесное наказание ребенка. Считается непозволительным бить ребенка ни при каких обстоятельствах (за шлепок по попе в момент отвратительной истерики или хамства на улице родитель реально может схлопотать срок либо лишиться родительских прав – прим. автора). Дети, совершившие преступление до 15 лет не привлекаются к уголовной ответственности. Лица, достигшие 15 лет, могут предстать перед судом. Обычно приговор суда ограничивается денежным штрафом и передачей подростка для реабилитации в социальную службу.

Отношения с учителями  и учениками в Швеции демократичные или равноправные. Считается, что учитель не обладает автоматически неким непререкаемым авторитетом, он должен его  завоевать. Самостоятельность, а не послушание детей в учебном процессе признается ценным качеством.

В школах Швеции введены «омбудсмены» - уполномоченные общественности по защите прав детей. Основная функция омбудсмена – защита прав и интересов детей и подростков, опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, т.е. надзор за соблюдением этой Конвенции в обществе. Омбудсмен регулярно общается с детьми и подростками для того, чтобы быть в курсе их взглядов и мнений. Это общение происходит путем посещения школ и различных обществ, по телефону, через интернет-страницу ведомства. Несколько раз в год проводится анкетирование контактных классов. При ведомстве также действуют советы детей и подростков.

В Швеции принято, что дети имеют деньги на карманные расходы, а также довольно рано становятся собственниками. Большинство детей в возрасте 10-18 лет являются владельцами дорогих вещей, например, более половины имеют в своем распоряжении телевизор. Очевидно, что шведские родители прилагают немало усилий, чтобы их дети не чувствовали себя обделенными по сравнению со своими друзьями.

Таким образом, из «беззащитного ребенка, имеющего определенные потребности» ребенок в Швеции превратился в «компетентного ребенка  с собственными правами».

Да, небольшая деталь, обязательное сексуальное просвещение детей, с которым в России связано столько скандалов из-за негативного отношения большей части общества, в  Швеции введено с 1955 года. Введено повсеместно во все школы. Трудится на этой ниве Шведская Ассоциация Сексуального Образования и подобные ей организации. Кстати, право ребенка на секспросвет, как на любой другой школьный предмет, предусмотрено Конвенцией как право на образование, ущемление в котором неизбежно наказуемо…

 Шведы: очередной поход в Россию.

Дети, поговорим о порнографии…

«Сотрудники Роно, школ и молодежных консультаций Московского района, прибывшие в Стокгольм, сами превратились в учеников. Шведские коллеги рассказывали о собственном опыте работы. Поездка была посвящена репродуктивному здоровью подростков. Дело в том, что в Стокгольме действует региональный губернский совет по профилактике ВИЧ/СПИДа (LAFA).
Программа, по которой работает LAFA, предполагает участие Петербурга. Проект называется «Подросток — наше будущее».**

Это не первая ласточка. В Петербурге на протяжении уже нескольких лет действовал совместный российско-шведский проект «Тринадцать», а позже — «Тринадцать плюс». Если кто-то думает, что все эти проекты созданы с целью искренней помощи подросткам, то очень заблуждается. Помогают они нашим детям лишь в одном: поскорее стать потребителем контрацептивов и партнерами по свободному,  «безопасному» сексу. Вот только несколько примеров, которые шведы из губернского совета LAFA используют в работе с детьми от 13 лет.

«Примеры разделов тематической недели для учеников 9 классов (пример работы в школе Альбю/Швеция):

-Показ фильма о противозачаточных средствах, о сексуальности                                              -Дискуссия о порнографических журналах                                                                                       -Посещение школы членами организации людей би- и гомосексуальной ориентации, общее выступление  в актовом зале.                                                                                                           -Информация и дискуссия о проституции.

Улле Валлер – просветитель LAFA: «Я считаю с юношами необходимо поговорить о порнографии…Как представлена мужская и женская сексуальность в той порнографической продукции, с которой юношам приходилось иметь дело? В чем разница между фильмом, произведенном порноиндустией и любительской записью, сделанной в спальне?»                                                                     

Чель Риндер – учитель: «Вполне достаточно упомянуть о гомосексуальности и показать свое отношение к этому как к нормальному  явлению».***

Пособие «Красная нить» разработано LAFA, издается Шведским агентством по сотрудничеству в области развития. Доселе оно существовало на английском языке, теперь же выпущено на русском. Сами разработчики не скрывают своей радости: теперь «Красная нить» существует и на русском…».

Осчастливили! Остается только ждать появления этого пособия в школах и молодежных центрах Санкт-Петербурга.

Конечно, в России есть отдельно взятые родители, которые горячо приветствуют дискуссии о порнографии на школьных уроках, но это уже, как говорится,  «их проблемы». Большинство же трезво оценивают ситуацию и прекрасно понимают, к чему приведет обучение всем этим мерзостям их детей. Массовая открытая борьба Екатеринбургских родителей в 2006 году против центра растления «Холис», протесты и открытые обращения к властям родителей Санкт-Петербурга, сопротивление родительской общественности сексуальному просвещению в Калининграде (кстати, с участием тех же шведов), возмущения в Карелии – все это говорит о том, что «пациент (читай – родитель) – скорее жив, чем мертв».

Права детей + секспросвет= ювенальная юстиция

Опыт-руководство по воспитанию из шведской брошюры, описанный мною, есть не что иное, как шведская модель ювенальной юстиции. Той самой ювенальной юстиции, о которой в последнее время так много говорят правозащитники и которую им так не терпится поскорее закрепить в России. У нас многое уже есть: есть в отдельно взятых регионах пилотные проекты по созданию ювенальных судов для несовершеннолетних, есть омбудсмены, в т.ч. и в Москве, дети усердно натаскиваются в школах по Конвенции о правах ребенка. Нет только одного – четкой, слаженной, полицейской (если хотите) системы, которая на государственном законодательном уровне обязала бы родителей выполнять все, что считают нужным делать власти в отношении их ребенка. Пока еще приоритетное право на воспитание принадлежит родителям по действующему  законодательству, пока еще слушаются в судах дела о растлении подростков и детей, пока еще можно приструнить просветителей-извращенцев и секс-идеологов. Пока. В Швеции уже нельзя. Ведь право ребенка на образование и получение информации прописано в Конвенции о правах ребенка, а сексуальное просвещение детей, как Вы уже поняли, в этой стране является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. А ювенальная юстиция строжайшим образом следит за неукоснительным соблюдением родителей всех прав ребенка. Потому как если что, то ребеночек пожалуется куда следует. Родителей лишат прав на чадо, а его самого передадут на воспитание более благонадежным членам общества, которые не будут препятствовать проведению государственной политики в  воспитании…

Сторонники ювенальной юстиции все это прекрасно понимают. Более того, одним из главных вдохновителей введения в России системы ювенальной юстиции является известный сторонник секспросвета Екатерина Лахова. Комментарии излишни.

И вот в том же Санкт-Петербурге мы можем наблюдать пробную модель ювенальной юстиции.

 

 

 

Для чего им это надо?

Россия со своей вдруг начавшей возрождаться верой предков, национальной идеей, нравственностью и культурой Западу не нужна. Более того, в таком состоянии она им просто страшна. Еще император Александр III говорил что у России только два союзника - армия и флот.   

Собственно, это не ново. Россия всегда была лакомым куском для других стран и шведы здесь не исключение, а скорее историческое доказательство (вспомним битву под Полтавой). Но в условиях грядущего глобалистского всеобщего «равенства и братства» войны должны прекратиться, тем более что воевать с упрямой Россией никто больше и не стремится. Есть способы бескровной, информационной, культурной войны, в которых мировое правительство уже основательно поднаторело. Еще Гитлер перед нападением на Россию говорил о необходимости растления и морального разложения нашего населения, особенно молодежи!

Все очень просто: Россия должна быть «как все». Есть такой духовный закон: если человек совершает что-то очень плохое, грязное и считает это  нормой поведения, он обязательно будет толкать на этот путь тех, кто не валяется в грязи. Если речь идет о пораженном пороками обществе, то это проследить еще легче. Чистые «белые вороны» всегда становятся объектом насмешек и раздражения, а порой даже агрессии больного общества. Больным обществом легче управлять, надо только вовремя давать лекарство: объявлять о новых правах, раздавать контрацептивы, легализовать для больных наркоманов наркотики, а для больных извращенцев содомские «браки», разрешить эвтаназию стариков… Да мало ли чего можно придумать! Конечно, все это стоит денег, но цель, господа! Цель оправдывает средства. Вот и текут неиссякаемые шведские, американские и прочие денежные потоки в Россию-матушку, едут энтузиасты-волонтеры, приглашают к себе щедрые хозяева русских «иванов», чтобы научить их, темных, как принято жить во всем цивилизованном мире! А последствия этого – огромные пустующие территории, природные ресурсы, владельцем которых станет какой-нибудь дядя Сэм или Карл, или Адольф (варианты возможны) и прочее, прочее, прочее….

Послесловие: В России шведов на протяжении всей истории ,мягко говоря, не любили. Их…били. Сначала  святой благоверный князь Александр Невский, потом Петр Великий. Наверно, не случайно поэтому, избрали шведские «благодетели» для продвижения своей проектной деятельности не какой-нибудь город, а именно Санкт-Петербург. Детище Петра Первого, где поныне в Александро-Невской Лавре почивают мощи св. Александра Невского. Вот и задумаешься невольно: совпадение или ответный удар?

 

Журавлева Анна

Использованный материал:_____________________________________________

*Андрей Тёмкин «У истоков альтернативной педагогики» (интернет-версия журнала «Отечественные записки»)

** Аналитический еженедельник Петербургский Час пик

*** Методический сборник «Красная нить»

Выскажите свое мнение на форуме

 

         Назад