Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

Приднестровье в прокрустовом ложе геополитического противостояния Запада и России – взгляд эксперта

 

«Новые реалии для непризнанных государств на постсоветском пространстве» – под таким названием 13 апреля в российской столице, в Московском государственном университете состоялся экспертный «круглый стол». Его организаторы – информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при историческом факультете МГУ, Российский государственный гуманитарный университет и Центр прикладной этнологии. В заседании «круглого стола» приняли участие известные ученые – историки, политологи, социологи – из России, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. С докладом о современной ситуации, которая сложилась вокруг ПМР, на экспертном форуме выступил директор Института истории, государства и права Приднестровского госуниверситета Илья Галинский. Информационное агентство «Ольвия-пресс» публикует его доклад – «Приднестровье в прокрустовом ложе геополитического противостояния Запада и России».



«Не вызывает сомнения, что проблема международной легитимации так называемых, непризнанных государств, в том числе и Приднестровской Молдавской Республики – это проблема не столько международно-правовая, сколько геополитически ориентированная. И решение этой проблемы напрямую зависит от ответа всего лишь на один вопрос: на кого ориентируется то или иное «непризнанное» государство? На Запад, в первую очередь на США, или же на Россию? Это настолько очевидно, что даже как-то не корректно приводить аргументы в подтверждение данного тезиса. Однако придется. В первую очередь, для того чтобы еще раз предметно вскрыть фарисейскую сущность декларируемых политическим руководством Запада «вечных демократических ценностей», за туманными контурами которых отчетливо вырисовывается так знакомая нам самовластвующая имперская политика нового мирового наставника – Соединенных Штатов Америки.

Казалось бы, какие еще основания и аргументы необходимы для международного признания Приднестровской Молдавской Республики, которая была создана самым что ни на есть демократическим путем, по итогам общенародного референдума, после того, как парламент Молдовы признал незаконным образование Молдавской ССР 2 августа 1940 года и тем самым фактически ликвидировал легитимность существующего молдовского государства.

В этой связи есть резон напомнить, что Приднестровье никогда легитимно не входило в состав Молдавского государства, и никогда не выходило из Советского Союза, поскольку на всенародном референдуме 97% приднестровцев единодушно высказалось за сохранение своего государства в составе СССР. Это Молдова с грубейшими нарушениями существующих тогда союзных нормативных актов, незаконно, вышла из Советского Союза. Но произошло это уже тогда, когда Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена независимым суверенным государством.

Достаточно весомым аргументом в поддержку права приднестровского народа на создание независимого государства является и то, что именно Молдова в 1940 году как географическая территория, а не как государственное образование, под названием Бессарабия искусственно была присоединена к Приднестровью (что фактически признал Государственный департамент США) – легитимному государственному образованию, которое тогда называлось – Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика. Особо хотелось бы подчеркнуть то, что это уникальный случай среди всех постсоветских «непризнанных» государств – тогда, в 1940 году в качестве метрополии (государства-матери) выступило именно Приднестровье, а не Молдова. Другими словами, нынешнее государство Молдова свою государственность получило благодаря Приднестровью в силу чего, ее государственность была, вторичной, а в качестве первичной, основной выступала государственность Приднестровья.

Можно привести еще множество серьезных аргументов как исторического и правового, так и ментально-цивилизационного характера, которые подтверждают и закрепляют право приднестровского народа на самоорганизацию и образование самостоятельного независимого государства. Однако самым важным аргументом, конечно же, является 15-тилетняя история фактической деятельности приднестровского государства: успешная организация экономической, социальной и духовной жизни приднестровского социума; политическая стабильность общества; приоритетная ориентация на мирное развитие и сотрудничество в системе государств мира.

Несмотря на продолжающиеся попытки определенных ангажированных политиков изобразить Приднестровскую Молдавскую Республику в качестве неких: «черного оффшора, «гетто»», «преступного анклава», «серой зоны» все большее число беспристрастных аналитиков, как, например, немецкий политолог Ш. Трёбст, констатируют, что именно государственная состоятельность не позволяет рассматривать Приднестровье в качестве «бандитского анклава». Поэтому безусловно, если бы на календаре сегодня был не XXI век, а, скажем, середина XX века, то Приднестровская Молдавская Республика уже давно была бы признана международным сообществом в качестве независимого государства и, полагаем, находилась бы в верхней части списка наиболее экономически развитых и благополучных государств мира.

Суть настоящего парадокса невозможно понять и объяснить вне контекста сегодняшних мировых реалий и анализа тенденций разрушающих существующий международный порядок.

Превратившись, после распада Советского Союза и всего Восточного социалистического блока, в единственную, сверхмогущественную державу мира, США начали выстраивать на политической карте мира новую империю, руководствуясь принципами: «кто не с нами, тот против нас»; «все что нам мешает – необходимо уничтожать»; «для продвижения в другие государства высших американских демократических ценностей необходима «благожелательная гегемония»; «Права или не права, моя страна всегда права»». Один из самых авторитетных геополитиков современности Ф. Фукуяма в своей последней работе «Неоконсерваторы: Америка на распутье» откровенно пишет о том, что сегодняшняя американская администрация отказывается принимать в расчет жизненные реалии, нарушает международное право, с откровенным презрением относится к Уставу ООН, применяет всевозможные блокады, санкции и прочие средства массового устрашения.

Именно в этом контексте воспринимаются сегодня Соединенными Штатами как нынешняя Россия, так и все ее союзники, включая Белоруссию, Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию…

Не надо быть провидцем, чтобы увидеть, что с Россией Запад, прежде всего США, обращаются как со страной потерпевшей в «холодной войне» поражение – пытаются навязать свою волю и свои политические рецепты, игнорировать ее национальные интересы, вмешиваться в ее внутренние дела, «рекомендуют» с кем из стран дружить. Причем, все отчетливей проявляется цинизм практической политики стран Запада, направленной на изоляцию России от внешнего мира, на создание некоего пограничного кордона из так называемых государств демократического выбора Балтийско-Черноморского-Каспийского сообщества, а фактически стран-сателлитов Запада, таких как Украина, Молдова, Грузия ...

Видимо именно поэтому ощутимая поддержка оказывается Западом этим, а не другим государствам. В силу чего закрываются глаза, например, на многочисленные нарушения в ходе недавних выборов в Верховную Раду Украины и делаются заявления, что эти выборы – самая демократическая процедура, когда-либо наблюдаемая в СНГ. И это несмотря на то, что только в Приднестровье десятки тысяч граждан Украины не смогли реализовать свое право на выбор. Им в этом помешали официальные власти Украины, заявив, что избирательные участки по закону можно открывать только на украинской территории, а в Приднестровье, дескать нет украинских дипломатических представительств. В то же время, в девяти странах мира, в которых проходят службу около 840 украинских миротворцев, на территории их расположения, избирательные участки все же были открыты. (Например, в Либерии, Ливане, Косово…)

Объяснить это можно лишь тем, что во время недавних президентских выборов, около 90% граждан Украины, проживающих в Приднестровье, проголосовало не за В. Ющенко, а за В. Януковича. И естественно, «самый демократический президент СНГ» – В. Ющенко нашел «самый демократический» способ для того, чтобы не допустить повторения нежелательной ситуации.

Совершенно иное отношение у Запада к выборам в Белоруссии. Прежде всего потому, что Белоруссия – это надежный союзник и партнер России, а политическое руководство страны имеет мужество проводить свою собственную внутреннюю политику, без оглядки на указательный палец «сильных мира сего». И хотя всем и вся, в том числе и белорусским оппозиционным политическим силам, и западному сообществу доподлинно известно, что президент Белоруссии пользуется массовой поддержкой населения (это подтвердил даже премьер-министр Литвы А. Бразаускас – «поддержка Лукашенко народом огромна») и в ходе прошедших президентских выборов одержал честную победу – тем не менее, эти выборы Запад назвал недемократическими, а победу А. Лукашенко – сфальсифицированной.

Вот такое у стран Запада избирательное «демократическое» поведение: Если ты свой – тебе все разрешается и все прощается. Если же – не свой, то не разрешается ничего, даже то, на что ты имеешь законное право.

Именно в этом контексте Запад пытается сегодня четко обозначить и, в своих интересах, решить «приднестровскую проблему».

Когда политическая элита США, у которой на имманентном уровне существует неприятие коммунистической идеи, начинает вдруг во всех международных структурах и на всех уровнях поддерживать председателя Коммунистической партии Молдовы – президента Молдовы В. Воронина и наоборот – игнорировать и подвергать огульному осуждению президента Приднестровья И. Смирнова, который еще в советские времена за «оппортунизм» был исключен из коммунистической партии, то сразу же понимаешь, что честной политикой тут и не пахнет. И бесполезно в этой ситуации взывать к порядочности, справедливости, здравому смыслу – все заслоняют американские интересы национальной безопасности, геополитический расчет, управляемость политической элиты того или иного государства и возможность ее дальнейшего использования на стороне Запада.

США прекрасно осведомлены, о том, что большинство населения Приднестровья составляют славяне, (русские и украинцы) которые ментально, цивилизационно и геополитически ориентированы на Россию. В силу чего, Приднестровье для США – это зона влияния России, ее геополитический плацдарм, военная база, это тот барьер, который не позволяет им замкнуть вокруг России санитарный кордон.

Пытаясь снять этот барьер, политические стратеги из США и ЕС стремятся вытеснить Россию из Приднестровья, лишить ее поддержки, заменить нынешний политический режим в Приднестровье на компрадорский, продажный и таким образом отсечь от России еще одну ее имманентную часть.

Известный специалист по «непризнанным» государствам, начальник отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований А. Скаков констатирует, что Западу безразлично, на каких условиях будет урегулирован приднестровский конфликт, главное чтобы этот процесс привел не к усилению, а к ослаблению позиций России, а еще лучше – к полному ее вытеснению из региона.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно по рекомендации из США была начата пресловутая экономическая блокада Приднестровья, которая уже привела к потере республикой более 100 млн. долларов. (Посол РФ в Молдове Н. Рябов в этой связи обвинил Молдову в том, что пойдя на блокаду, она нарушила «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье от 21.07.1992 г. и Московский Меморандум 1997 года»). Именно поэтому Запад поставил перед Украиной задачу – подключиться к этой блокаде на стороне Молдовы, что она и сделала несмотря на то, что каждый день блокады обходится Украине в 2 млн. долларов прямых убытков.

Правда, как заявляет научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии Института экономики РАН Л. Косикова, компенсируя эти убытки, Конгресс США отменил поправку Дексона-Вэника для Украины (но оставил ее для России), что несомненно является поощрением внешней политики Киева, в том числе и в отношении Приднестровья. Политический аналитик «Эксперта» А. Протопопов по этому поводу пишет, что «оранжевые власти» Украины совместно с Молдавией и под диктовку Запада «начали операцию, цель которой – уничтожение Приднестровья и вытеснение из региона России», о чем свидетельствует беспрецедентная поддержка ЕС, ОБСЕ, США этой антигуманной акции – фактически экономической войны против Приднестровья.

Поэтому с полным основанием можно считать экономическую блокаду Приднестровья – объявлением войны России, попыткой окончательно поставить Россию на колени с тем, чтобы она уже никогда не могла возродиться в великое, мощное, уважаемое в мире государство.

Истинное отношение правящих американских кругов к современной России наглядно демонстрирует подготовленный недавно американским проправительственным Советом по международным отношениям доклад, который называется: «Неверный путь России: что могут и должны сделать Соединенные Штаты». Авторы доклада пишут, что русский медведь (Россия) вновь вышел на тропу, стремясь вернуть себе утраченное геополитическое влияние, в силу чего они рекомендуют руководству США «для ослабления давления России на соседние государства, более активно работать над ускорением интеграции этих стран в западные структуры».

Еще более откровенен в своих излияниях один из идеологов «новых друзей» США, Ежи Новаковский, который прогнозирует, что победа на выборах в Украине сторонников ориентации на Запад «означает пресечение попыток России вернуться к роли одной из мировых сверхдержав». Более того, директор центра исследований общественных процессов «эксперт» К. Бондарешко отводит Украине в этой реальности роль некого рычага, с помощью которого можно будет влиять и на ситуацию в самой России.

Не видеть этого российское политическое руководство просто уже не может. Однако, до сегодняшнего дня внятной и осмысленной политики России на «непризнанном» направлении собственно и не было. А расчет некоторых политиков на то, что вначале необходимо сделать Россию сильной в экономическом плане, а уже затем предпринимать наступление на внешнеполитическом направлении – расчет для России ошибочный и контрпродуктивный, поскольку когда придет экономическая мощь, все внешнеполитические аргументы уже будут потеряны и Россия окажется в объятиях удава, из которых ей выбраться будет очень сложно.

Сегодня Россия должна вести свое наступление одновременно на 2-х фронтах: экономическом и внешнеполитическом – в интересах национальной безопасности, в целях укрепления своего геополитического влияния.

Пример того, как следует бороться за утверждение и продвижение в мире своих национальных интересов, показывают Соединенные Штаты Америки. Если они решили, что Косово находится в сфере их национальных интересов, и необходимо им для дальнейшего ослабления Сербии, пожалуйста, план США для Косово готов. В результате, Косово неотвратимо, при безоговорочной поддержке Запада, превращается в независимое государство, которое, и в этом нет сомнения, незамедлительно признает международное сообщество. При этом западные политики, как например спецпредставитель Евросоюза по Молдове А. Якобовиц де Сегед не видят ничего общего между Косово и Приднестровьем и решительно осуждают попытки выработки на примере Косово универсального разрешения конфликтов в Европе. Что безусловно является реакцией на соответствующую по этому поводу реплику президента России – В. Путина и попыткой лишить Россию главного «путинского» аргумента – универсальности решения подобных проблем. В этих целях был изобретен «легитимный» выход, а именно – не выдержав мощнейшего западного давления, политическое руководство Сербии практически сдалось и готово уже «добровольно» благословить Косово на независимость, правда, пока без членства в ООН. Естественно, что такого подарка Приднестровью, президент Молдовы В. Воронин не сделает никогда, если только Приднестровье не станет Косовым, а Молдова – Сербией.

Отметим в этой связи, что не только США, но и другие страны также демонстрируют готовность не поступаться принципами и национальными приоритетами. Так, Турция в свое время официально признала самопровозглашенное государство Турецкую Республику Северный Кипр. И ничего непоправимого после этого с Турцией не произошло. Она осталась членом НАТО, а в ближайшей перспективе ее собираются даже принять в Евросоюз. Такую же принципиальную государственную политику демонстрирует сегодня Армения в отношении Нагорного Карабаха.

Все это говорит о том, что волевые государственные решения рано или поздно могут привести и приводят к нужному результату и легитимизируются международным сообществом. Если же их нет, то нет и международной легитимации.

Россия никак не может, не должна допустить фактического уничтожения Приднестровья как самостоятельного государства и как форпоста России. Потеря Приднестровья для самой России – будет означать окончательную «потерю лица». Причем, многие западные эксперты в личных беседах открыто говорят о том, что «Россия имеет полное право на эту территорию, что именно России принадлежит право наследования этой территории и если Россия не сделает этого сейчас, она не вернет себе эти земли никогда».

Россия не должна идти на поводу у Запада, ждать каких-то его решений и реагировать на них, пытаться распространить их (западные) критерии на аналогичные ситуации в постсоветском пространстве, а должна предложить свои собственные критерии признания Приднестровья, самостоятельно принимать необходимые ей по Приднестровью решения, демонстрировать его цивилизованный политический портрет в контексте проведенных в Приднестровье нескольких циклов демократических референдумов и выборов по демократическому избирательному кодексу – в противопоставлении нецивилизованной «фотографии» Косово (наркотрафик, торговля оружием, этнические чистки, клановая кадровая политика, отсутствие действующей демократии) – о чем говорится в докладе специального посланника Генсека ООН К. Эйде.

США и ЕС своими действиями демонстрируют отсутствие боязни по поводу того, что ситуацией с Косово воспользуются другие европейские непризнанные государства. Так почему же должна бояться Россия? Точно также она должна заявить: Чечня – это одно, а Приднестровье – это совершенно другое.

Все последние годы Россия уступала одни позиции в мире за другими, постепенно теряя международный авторитет и превращаясь в послушную служанку главного заокеанского брата, который на людях ее хвалил и обнимал, а на самом деле унижал, плохо кормил и держался взаперти.

Для России наступает время отбросить навязанные ей ущербные комплексы, взять курс на возрождение в качестве великой мировой державы, во главу угла своей государственной политики поставить свой собственный национальный интерес и исходить из него при решении всех возникающих проблем. Именно таким образом ставит сегодня вопрос президент России Путин, говоря о том, что Россия может существовать либо как великая держава, либо не будет существовать вовсе.

Совершенно неоспоримо – стать мировой державой Россия может, лишь восстановив свое политическое влияние на постсоветском пространстве. И первой пробой сил на этом пути, первым серьезным испытанием для новой России должна стать защита государственности Приднестровья, в том числе, защита проживающих здесь 85 тысяч граждан России, 250 тысяч этнических русских и 650 тысяч соотечественников.

Для того чтобы решить эту проблему в интересах как народа Приднестровья, так и самой России, у нее сегодня есть все, в том числе и различные нестандартные варианты реализации. Почему бы, например, ей не поставить в Совете Безопасности ООН вопрос о международном признании постсоветских «непризнанных» республик в связи с признанием Косово или не внести в Конституцию России, положение о вхождении (воссоединении) в состав России тех государств и территорий, которые ранее входили в СССР.

Именно в этом контексте также следует рассматривать введенный Россией запрет на импорт молдавских вин. А что такое для Молдовы винный экспорт, говорит следующая цифра – 79,3% всего экспорта молдавских вин идет в Россию. Глава Московского Центра политической информации А. Мухин считает, что Украина и Молдова создали условия для гуманитарной катастрофы в Приднестровье и это дает России повод применить против этих стран экономические санкции.

Во всяком случае, совершенно очевидно, что Россия больше не намерена мириться с попытками отбросить ее на задворки мировой политики и заставить поступиться национальными приоритетами, в ряду которых важное место занимает действительно справедливое решение «приднестровской проблемы» в интересах народа Приднестровья. Решая подобные конфликты, отмечает эксперт Центра комплексных исследований глобальных мегатенденций им. Аль-Газали Ж. Безпьятчук, мировые державы в первую очередь должны помнить о судьбе тех людей, чей правовой статус, как и правовой статус земли, на которой они живут, вот уже много лет является неопределенным.



И.Н. Галинский, директор Института истории,
государства и права ПГУ им. Т.Г. Шевченко,
профессор кафедры политологии и социологии».

C сайта www.tiraspol.info


 

 

 

         Назад