Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

Меры обеспечения справедливости и законности в системе  международных отношений

Доклад на "Слободановских чтениях" 11.03.08

       

         Законность и справедливость – это фундаментальные принципы международных отношений, закрепленные в ряде важнейших документов, включая Устав ООН 1945 г.,  Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., а также Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Так, согласно ст.1 Устава ООН, одной из целей создания данной организации является поддержание международного мира и безопасности «в согласии с принципами справедливости и международного права». С этой целью в Уставе ОО закреплен ряд принципиальных положений, которые на протяжении уже свыше 60 лет являются основными принципами международного права, включая: принцип суверенного равенства государств – членов ООН; принцип добросовестного выполнения принятых на себя согласно Уставу ООН обязательств; принцип мирного разрешения международных споров; отказ в международных отношениях от применения силы или угрозы ее применения; уважение территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства; принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип сотрудничества государств в разрешении международных проблем.

Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом. Данные положения являются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но также политическим и моральным авторитетом, поскольку принимаются международным сообществом в целом и в силу этого  являются универсальными, т.е. общеобязательными, нормами. Высший юридический авторитет данных принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм (jus cogens - императивное право), а порождаемые ими правоотношения являются всеобщими (erga omnes - между всеми).

Содержание основных принципов международных отношений  раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. Кроме того, в этом документе отмечается,  что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение в соответствии с Уставом обязательств, взятых государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, для достижения других целей Организации Объединенных Наций.

О справедливости в международных отношениях говорится и в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в котором  провозглашается приверженность европейских государств

миру, безопасности и справедливости и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод, а также дополнила перечень основных принципов еще двумя - территориальной целостности и нерушимости границ. Будучи первоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение, что не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН. Они стали общепризнанными обычными нормами.

В международном праве не содержится определения справедливости, но закрепляется ряд положений, позволяющих сформулировать основные признаки данного понятия. Так, в преамбуле Устава ООН речь идет о равенстве прав больших и малых наций, а Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., утверждается решимость государств – участников уважать и применять в отношении каждого из них установленные принципы, «независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития».

В этой связи, справедливым следует признать такой миропорядок, который базируется на принципах равенства государств, невмешательств в их внутренние дела, независимо от размеров государства или принадлежности к той или иной социальной системе.

 Однако в современном мире существую проблемы, связанные с обеспечение принципов справедливости и равноправия государств. Наблюдается политика «двойных стандартов» по отношению к малым нациям и государствам, в дела которых вмешиваются большие, более развитые и сильные государства, причем это вмешательство принимает порой форму т.н. «гуманитарной интервенции», связанной с военным вмешательством, что приводит к гибели людей, уничтожению материальных ценностей, распаду государств, становящихся жертвами государств-хищников. Причина данного явления – глобальный капитализм в его современном виде глобального империализма, связанного с новым переделом мира, ведением агрессивных войн, распадом государств, нарушением режима международной законности.

Законность имеет весьма важное значение для функционирования международных отношений. Международная законность - это режим функционирования системы международных отношений, основанный на принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Кроме того, международная законность понимается как соответствие поведения подавляющего большинства субъектов предписаниям международного права, либо как особое состояние международных отношений, которое характеризуется их определенным соответствием предписаниям международного права.[1] В любом случае идея законности состоит в осознании того, международная система способна нормально функционировать лишь в режиме соблюдения правовых норм.  К сожалению, идея международной законности не заняла должного места в политическом мышлении, что и является причиной нарушения международных норм под предлогом «особой ситуации», «исключительной обстановки», сложившейся в том или ином регионе. Между тем, законность едина и неделима, как мир. Снижение уровня законности в одном регионе отрицательно  сказывается на законности в целом. Кроме того, такой подход причиняет ущерб всему международному правопорядку как системе правоотношений, складывающихся в соответствии с нормами международного права. Надежный международный правопорядок может существовать лишь в условиях законности, это взаимосвязанные явления.

В настоящее время многие видные российские и зарубежные ученые, государственные деятели все чаще говорят об опасности пересмотра принципов межгосударственных отношений, сформулированных Уставом ООН, которая является наследницей Вестфальской политической системы (1648 г.), базирующейся на принципах государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств. Как считает  Председатель Конституционного суда России В.Д.Зорькин: «Вестфальскую систему атакуют по двум направлениям. Во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации». При этом обоснованно подчеркивается, что первый подход чреват распадом государств (достаточно вспомнить распад СССР и Югославии), а второй предполагает передачу суверенных прав государств международным организациям, построенным по сетевому принципу.

  Идеология «сетевых структур» признается наиболее соответствующей «новому мышлению» и «новому мировому порядку» решения глобальных проблем. При этом утверждается, что не все основные принципы Устава ООН являются императивными, а в доказательство ссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например, принцип уважения прав человека – принципу невмешательства, принцип самоопределения - принципу территориальной целостности. Однако данные противоречия являются только кажущимися, поскольку содержание принципов представляет собой единое целое и должно рассматриваться в комплексе.

С точки зрения идеологии глобализма  «под снос» предназначено все: Вестфальская система, государственные суверенитеты, территориальная целостность, и, следовательно, сложившаяся система международного права. Предлагается отказаться от воображаемых истин, таких как теория справедливых войн или равенство суверенных государств, как устаревших догм, которые покоятся на архаичных представлениях об универсальной истине, справедливости и морали. Однако это означает абсолютно хаотичный мир, где все становится непредсказуемым. «В неправовом мировом порядке действует лишь одно право – право сильных и агрессивных: и сверхдержавы, и диктаторов, и лидеров мафиозных и террористических сообществ»[2].

Фактически, речь идет о возврате к Средневековью, когда в Европе шли кровопролитные войны, господствовало «право силы», а не «сила права». Отвечает ли такой миропорядок интересам личности, отдельных государств и всего мирового сообщества? Очевидно, нет. Опыт новейшей истории показывает, что распад государств практически всегда сопряжен с актами массового насилия, ущемления прав или даже геноцида. В этой связи, необходимо разработать такие правовые механизмы разрешения внутригосударственных проблем, которые предотвратят развал суверенных государств, защитят их суверенитет и территориальную целостность. В этой связи важную роль может сыграть международное право, его общепризнанные принципы и нормы. Отсюда следует, что в целях предотвращения актов нарушения прав человека необходимо вести речь не об ограничении государственного суверенитета, а о его защите и укреплении, поскольку только сильное суверенное государство способно гарантировать права человека всем его гражданам. Необходимо признать очевидную истину: только национальные государственные органы могут дать адекватную оценку существующим внутригосударственным проблемам, отграничить стремление народа к национальной автономии от  проявлений агрессивного национализма и терроризма.

Пример Югославии, Ирака и других стран – жертв международной  агрессии ведущих стран мира, свидетельствует о том, что «сетевые структуры» принятия решений в современном глобальном мире, подобные НАТО, Евросоюзу, неспособны дать объективную оценку событий происходящих с других странах, особенно если это страны с иной социальной, политической и религиозной системой. Глядя на мир из Брюсселя или Гааги,  весьма затруднительно разобраться во всех сложностях внутриполитических проблем отдельных государств, дать им верную оценку и принять обоснованные решения. Иной подход означает ничем не подкрепленные амбиции и непомерную гордыню западных стран, которые, начиная с  конца XX века, присвоили себе право оценивать, что является добром и злом, правом и справедливостью для всего остального мира.

Предпринимаю в одностороннем порядке, без санкции Совета Безопасности ООН, акты «гуманитарной интервенции», сетевые европейские региональные структуры, совершают акты агрессии, являющиеся тягчайшим нарушением норм международного права, влекущие грубые нарушения прав человека и государств. Используя идеологию борьбы за права человека и гуманитарные ценности, сетевые европейские структуры на деле оказывают политическую и организационную поддержку сепаратизму и экстремизму, способствуют развалу государств, изоляции народов. От идеологии «мирного сосуществования государств» ведущие страны мира постепенно переходят к политике «разделяй и властвуй», поскольку именно так им проще и удобнее управлять современным миром. Судите сами: сильные государства являются препятствием для глобально управления миром, поскольку способны проводить собственную независимую политику, а слабые «ограниченно-суверенные страны» не могут оказать сопротивление внешней агрессии и потому являются легкой добычей государств-хищников, стремящихся к мировому господству.

Да и сами европейские сетевые структуры отнюдь не являются самостоятельными, поскольку действуют при идеологической, организационной и финансовой поддержке США, а точнее, выступают проводником их политики в данном регионе. Более того, они не способны заставить США соблюдать собственные нормы, действующие на территории региона. История с т.н. «секретными тюрьмами ЦРУ», действовавшими на протяжении многих лет на территории ряда государств Западной Европы, без санкции и ведома европейских стран, наглядное тому подтверждение[3]. К тому же, как стало известно, на военных базах США в Европе, как и на Кубе, в Гуантаномо, и в Ираке, к заключенным применяют пытки с  целью добиться признательных показаний, что является тяжким преступлением, предусмотренным международным правом. Однако в практике судопроизводства США пытки являются законным способом ведения допросов подозреваемых, причем попытки американского конгресса запретить применение этих варварских методов ведения следствия до сих пор успеха не имеют. В начале марта 2008 г. президент США наложил вето на законопроект, запрещающий применение пыток к лицам, подозреваемым в терроризме.

Данный факт служит еще одним подтверждением того, что в современном глобальном мире в настоящее время существует только один субъект, обладающий абсолютным суверенитетом - США, которые совершают тягчайшие преступления против мира и безопасности человечества, однако остаются безнаказанными. Причиной этого является кризис системы международных отношений; распад биполярного мира и   возникновение однополярного мира с единственной сверхдержавой – США; отсутствие эффективно  й многополярной системы современных международных отношений. Между тем, концентрация  силы и власти в руках одного государства приводит к росту агрессии и насилия в мире, дестабилизации международной обстановки, способствует совершению тягчайших преступлений против человечества.

Таким образом, современные теоретически доктрины «безопасности личности», «ограниченного государственного суверенитета», «гуманитарной интервенции», а также опыт их применения в современном мире свидетельствуют: подобная идеология и практика служат отнюдь не цели  поддержания мира  в условиях глобализации, как утверждают их сторонники, но способствуют установлению мирового господства одной страны –сверхдержавы. Неспособность европейских региональных военно-политических структур навести порядок в собственном доме и призвать к его соблюдению США доказывает бесперспективность передачи этим структурам полномочий по наведению порядка  в Европе и мире. Находясь в экономической, политической, военной и  финансовой зависимости от США, данные структуры неспособны проводить собственную независимую политику, а потому  их роль в международных отношениях должна быть ограничена. Конструкция мира по типу «сетевых структур» фактически означает, что во главе всей этой сетевой пирамиды будут стоять США, а не мировое сообщество. Таким образом, налицо попытки создать теоретическую базу и практическую сеть для осуществления гегемонии США.

С целью предотвращения наступления в мире эпохи «нового Средневековья», распространения дикости и варварства, совершения тяжких международных преступлений, современному мировому сообществу необходимо выработать систему мер по укреплению законности и правопорядка в системе  международных отношений в условиях глобализации. В число таких мер, на наш взгляд, должны входить следующие:

1. Признание Организации Объединенных Наций наиболее авторитетной легитимной международной организацией глобального масштаба, отражающей интересы всего мирового сообщества.

2. Установление такой системы источников международного права, в которой наибольшей юридической силой и моральным авторитетом обладают нормы, созданные ООН и ее органами, в соответствии с предоставленными им полномочиями.

3. Подтверждение первостепенного значения Устава Организации Объединенных Наций для установления правовых норм в отношениях между государствами.

4. Толкование принципов Устава ООН в их взаимосвязи и в контексте всех других принципов. Недопустимость установления приоритета принципа защиты прав человека над другими принципами. Права человека и нации не могут превалировать над правом государства на суверенитет и невмешательство во внутренние дела[4].  

5. Понимание права на самоопределение в соответствии с практикой ООН как права колониальных народов на независимость от метрополии, а также права народов, находящихся под иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов. Недопущение злоупотребления правом на самоопределение, которое должно быть ограничено принципом территориальной целостности государства.

6. Применение силы в международных отношениях   в порядке, установленном Уставом ООН, а именно: по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII), либо, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения (51). Необходимо воспрепятствовать применению принудительных мер региональными организациями в отсутствие  полномочий Совета Безопасности ООН.

7. Привлечение к ответственности стран-нарушителей международного права, а также международных организаций, физических и юридических лиц, независимо от страны происхождения этих лиц и организаций, а также места данных стран на политической карте мира. Борьба с «двойными стандартами» в праве и политике, допускающими дискриминацию слабых в военном и политическом отношении стран.

8. Повышение роли ООН в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международных проблем, развитии дружественных отношений и сотрудничества между государствами.

9. Расширение юрисдикции Международного суда ООН с целью привлечения к ответственности не только государств, но и отдельных физических и юридических лиц, а также международных организаций. Разработка международных норм об ответственности стран-членов международных организаций за действия, совершенные от имени или в пользу этих организаций. Допустимость признания Международным Судом ООН международных организаций, совершающих тяжкие преступления, преступными, что влечет отказ в легитимности  и последующую их ликвидацию.

10. Укрепление международной солидарности стран, разделяющих принципы международного права и международной законности, с целью создания противовеса гегемонистским устремлениям США и их союзников,  во имя торжества принципа справедливости, мира и безопасности народов. 


 

[1] См. подробнее: Лукашук И.И.Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

 

[2] Зорькин В.Д.Апология Вестфальской системы.//Россия в глобальной политике, №3, май –июнь 2004.

[3] См. подробнее: Секретные тюрьмы ЦРУ. Сборник. М.: Издательство «Европа», 2007.           

 

[4]См. Хлестов О.Н. Гуманитарная интервенция: политические и международно-правовые аспекты //Юрист-международник, 2005, №3.

 

Ведерникова О.Н.,

доктор юридических наук,

 профессор Российской правовой академии Минюста России

 


 



Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад