Неделя св. Жен
Мироносиц
Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний
праздник — праздник святых жен по преимуществу. Недавно
пришлось слышать от одной из сестер: «Это наш праздник». Какое
величайшее заблуждение! Коли это действительно праздник жен, то не всех,
а только мудрых. Не всех жен, живших в дни земной жизни Иисуса Христа,
вспоминаем мы сегодня, а только тех, которые служили Ему, следовали за
Ним, не оставляли Его и в страшные минуты Его страданий и смерти.
Мы празднуем ныне
память тех жен, которые в час погребения Своего Господа и Учителя «зрясте
где Его полагаху» (Марк. 15:47). И когда Пречистое Тело Его было
положено в гроб, а двери гроба завалены камнем, не ушли, а остались, «сидяще
прямо гроба» (Мтф. 27:61). Они пришли ко гробу, движимые великой любовью
к своему Учителю для того, чтобы и в этот последний час послужить Ему и,
по иудейскому обычаю, умастить Его тело ароматами. Не будучи в состоянии
исполнить своего намерения, но, возвратившись домой, еще до наступления
субботы «уготоваша ароматы и миро» (Лк. 23:56), чтобы по окончании
субботнего покоя, на рассвете первого дня новой недели, снова пойти ко
гробу и помазать ароматами и миром тело Иисуса. И они действительно идут
ко гробу «во едину от суббот», совсем рано, «еще сущей тьме» (Иоанн
20:1); идут, несмотря на то, что знают, что вход завален камнем,
которого они не в силах отвалить, идут безрассудно, движимые верою и
любовью к Распятому, и за свою великую любовь получают величайшую
радость первого благовестия о Его Воскресении.
Это их праздник,
праздник Жен Мироносиц по преимуществу, а вместе с ними и других
евангельских жен, которые еще в дни земной жизни Иисуса Христа с верою
и любовию приходили к Нему, припадали с молитвою к Его стопам и получали
от Него исцеления и прощение грехов. Вот кровоточивая жена, которая
верила, что достаточно ей прикоснуться к краю ризы Христовой, чтобы
получить исцеление (Мтф. 9: 20, 22); жена хананеянка, дочь которой была
исцелена по ее вере (Мтф. 15:21, 28); грешница, принесшая миро в дом
фарисея, чтобы помазать им ноги Христа Спасителя (Лк. 7:37-50). Наконец,
это праздник и всех тех жен, которые в разные времена жили в Церкви,
отдали Господу все, что имели, служили Ему от своих имений, и, прежде
всего, приносили ему в дар вce то доброе и прекрасное, чем Бог одарил
женскую душу. Воистину он может быть и нашим праздником, если мы в своей
духовной жизни пойдем по стопам этих великих жен.
Вы знаете, что
все желающие служить Христу проходят в своей жизни через искушения и
соблазны. Величайшие соблазны были и у св. Апостолов, которые прошли
через искушения гордости, страха, уныния. Вспомните, как Апостолы
спорили между собою о том, кто из них будет первым в Царстве Небесном (Мтф.
20:20-28); (Мрк. 10:3-45) и др., об отречении Петра (Мтф. 26:69-75),
предательстве Иуды (Мтф. 26:14-16), наконец, о том, как «Апостолов
лучшие» были отягощены сном и не смогли бодрствовать со Христом ни на
горе Преображения, ни в час Его пламенной молитвы в Гефсиманском саду.
Если такие искушения были у Апостолов, то, наверное, еще более трудные
соблазны пришлось пережить женам, следовавшим за Христом. Св.
Евангелисты не говорят нам о них только потому, что в Евангелии они
рассказывают лишь о том, что сами они видели или слышали.
Трудности и
искушения, с которыми сталкивались в жизни св. жены, и вообще жены,
желающие послужить Христу, значительно отличаются от трудностей, которые
стояли на пути св. Апостолов, и это во многом обусловлено своеобразием
женской души, в отличие от души мужчины. Ведь женщина по-иному, чем
мужчина, воспринимает каждое явление окружающего нас мира. Ум мужчины
охватывает самую сущность каждого дела, он склонен к обобщению всех
жизненных явлений, и результататы этого обобщения полагает в основу
своих действий. В противоположность этому, женщина обладает способностью
в каждом деле или событии видеть отдельные детали; в каждом человеке она
обращает внимание, главным образом, на его индивидуальные особенности,
часто даже на мелочи, мимо которых мужчина часто пройдет, даже не
заметив их. И это в значительной мере объясняется тем, что женщина в
свой подход к жизни и к людям вкладывает больше чувства и теплоты
душевной, чем мужчина.
Своеобразие
мужской и женской души лучше всего можно понять, сравнивая отношение
отца и матери к воспитанию ребенка. Отец обычно намечает общее
направление воспитания ребенка и определяет принципы, которые кладутся в
его основу, но зато он не всегда входит в детали воспитания и не знает
так хорошо все уголки жизни ребенка, как знает и видит их любящее сердце
матери. Эту же особенность мы замечаем не только в жизни матери, но и
вообще в жизни каждой женщины и в ее отношении ко всем явлениям жизни.
Путь женщины в
жизни есть путь чувства и, прежде всего, путь любви. Именно любовь дает
ей возможность следить за всеми мелочами жизни тех, кого она любит.
Потому что, если я люблю, то хочу все знать о любимом, ничего не
упустить из его жизни. Это драгоценное свойство женской души, которое
может быть положено в основу величайшего христианского делания –
любовного отношения к тем людям, с которыми Господь свел в этой жизни.
Но эта же особенность женской души может быть и величайшим препятствием
для развития нашей духовной жизни, так как женщины зачастую превращают
ее из основы христианского делания в карикатуру. Любовное и внимательное
отношение к мелочам жизни они обращают в мелочность, которая становится
почвой для развития гордости и тщеславия и, в результате, превращает
жизнь окружающих людей в настоящий ад.
Апостол Павел
говорит, что жена может спасти мужа, ибо «неверующий муж освящается
женой верующей...» (1 Кор. 7, 14). История Церкви знает много примеров
такого освящения. Так было с отцом Григория Богослова, который
обратился ко Христу по молитвам своей жены св. Нонны; то же было с отцом
св. Августина. А с другой стороны, жена может и погубить своего мужа. И
причиной этой гибели бывает обычно как раз мелочность жены.
Образ такой
«мелочной, сварливой» жены рисуется во многих местах Книги Притчей
Соломоновых. В одном месте Соломон сравнивает сварливую жену с
«водосточной трубой» (Притч. 19:13), собирающей в себе все нечистоты и
потом обливающей ими всех. «Мудрые жены, – как говорит Соломон, –
создаша домы», они идут по пути спасения мужа и всей семьи. Злая же жена
разрушает все духовное строительство, «раскопа руками своими». (Притч.
14:1).
Сегодня мы
прославляем св. Жен Мироносиц за их великую любовь к Спасителю, а так
как именно любовь составляет самую сущность духовного образа женщины, то
это значит, что мы прославляем их за выполнение задачи женщины. Женщина,
так же как и мужчина, должна развивать в себе те духовные свойства,
которые заложены в них Господом: муж должен быть главой и отцом семьи,
он должен давать общее направление ее жизни, а то, что в нем не хватает
– восполнит жена, влагая в жизнь семьи то, что составляет зерно ее
собственной душевной жизни. Так, помогая и восполняя друг друга, они
вместе исполнят закон Христов, по слову Апостола: «Друг друга тяготы
носите, и так исполните закон Христов». (Гал. 6, 2)...
Великий плод
принесло слово Св. Жен Мироносиц: они первые приняли от Ангела благую
весть о Воскресении Христа и получили от Него повеление: «Проповедите
Апостолом». И слово проповеди принесло плод в жизнь вечную.
Подобно им
проповедовали Христа Воскресшаго и св. Нина – Просветительница Грузии, и
св. Ольга – Просветительница Руси и другие равноапостольные жены. А были
и жены, которые подобно св. Нонне – матери Григория Богослова, Емилии –
матери Василия Великого и Григория Нисского, Моники – матери Августина
Блаженного и многим другим, хотя и не проповедывали племенам и народам,
но сеяли слово Божие в своих семьях и принесли плод сторицею в своих
великих сыновьях...
Священномученик Сергий Мечев
(Проповеди священномученика иерея Сергия Мечева. "Надежда". 1993. № 17 |