Главная                      Новости                     Статьи                   Документы

 

                 

«Жить захотим – сделаем!» (об антиглобалистском лете и Ленинградской хартии)

 

Слово «антиглобалист» этим летом оказалось едва ли не самым частотным – после слова «саммит», конечно. Саммиты, в соответствии со сложившейся с начала двадцать первого века традицией, должны сопровождаться выступлениями антиглобалистов. Так было во всех странах Европы, где встречалась «большая восьмерка». А в Генуе в 2001г. выступления были столь бурные и массовые, что воспринимались чуть ли не как революция нового типа. Впрочем, ничто не перевернулось в нашем мире, накал демонстраций пошел на убыль. А «сильные мира сего», против которых выступали разномастные европейские (и не только!) антиглобалисты, научились организовывать свои встречи в таких местах, где никакие протесты их достать не могли.

Ну, если в Европах так, то как же мы иначе! У нас и антиглобалистских движений несколько! Правда, те из них, кто наиболее близок к Европе, называют себя – в соответствии с тамошней традицией – альтерглобалистами и включают «левых», понятных и близких Западу: троцкистов и близкое к ним движение «Альтернативы», анархистов (не всех! Их, правда, у нас всего человек…несколько, но и тут успели разделиться). Компания невелика, но она связана с Институтом проблем глобализации, созданным М.Делягиным незадолго до того, как того взяли в советники к премьеру Касьянову. На время отсутствие Институтом заправлял Б.Кагарлицкий – «левый» политик, печатающийся в отнюдь не левой «Новой газете» (яблочной). А в последнее время он обозреватель интернет-газеты «Взгляд» (информер которой не где-нибудь, а на «мейл.ру», которой пользуется половина рунета). Именно там он отозвался (еще в ноябре 2005г.) на намерения антиглобалистов – не его команды, а другой – отреагировать на Питерскую встречу «большой восьмерки» («Чемодан без ручки»). И сделал это с большим сарказмом. Мол, правительство решило последовать традиции и для этого создало собственное Движение антиглобалистов. Ха, мол, ха, даже не знают, что «антиглобалист» - ругательство, а порядочные называют себя альтерглобалистами.

Жизнь внесла в заявления виртуоза пера и светила альтерглобализма коррективы. Во-первых, когда журналисты перед саммитом стали разыскивать антиглобалистов, то группы, связанные с Б.Кагарлицким и А.Бузгалиным, стали активно откликаться и на это название, забыв свою альтер-сущность. Во-вторых, созданное – ну, может, не правительством, но явно не без помощи сверху –квази-антиглобалистское  движение взяло название как раз с корнем альтер: Всемирная альтерглобалистская лига. Как и прочие «Наши» оно засветилось пару раз акциями и несколькими номерами журнала «Шквал» (в глянцевом многоцветном исполнении). Накануне саммита они провели небольшую дискуссию в маленьком московском клубе и больше не «светились».

А антиглобалисты, названные в одной из публикаций «Всероссийским антиглобалистским движением», действительно заявляли о желании выступить перед саммитом «Большой восьмерки» - но не массовыми уличными акциями, а в первую очередь, с обсуждением тех вызовов, перед которыми стоит человечество и страны «Большой восьмерки» в том числе. Предложение показалось плодотворным, и летом, помимо обещанного форума антиглобалистов, мы наблюдали бесконечную череду форумов, конференций и обсуждений «к саммиту Большой восьмерки». И даже альтерглобалисты провели Социальный форум – тот самый на стадионе – хотя западная традиция предусматривает проведение несколько иных акций, а социальные форумы проводятся независимо от саммитов: последний был весной в Афинах. Что ж, кое-где при обсуждении высказывались интересные мысли. Стоит отметить «Марксовские чтения» на тему «Преступления империализма» с участием депутата Госдумы А.Апариной (КПРФ). Представителя посольства Кубы и ряда известных марксистов, а также предсаммитовскую конференцию в С.-Петербурге, организованную КПРФ, РУСО и Петровской академией.

Но вернемся к антиглобалистам, которые, вопреки моде не хотят принимать звание альтерглобалистов. Это принципиально: альтер- значит, изменение. Имеется в виду не отказ от глобализации, а изменение ее хода в сторону большей справедливости. Боязнь обвинений в ретроградстве нередко заставляет противников «нового мирового порядка», например, КПРФ, подчеркивать: мы не против глобализации, мы осуждаем только ее вариант «по-американски».

Но глобализация – это то, что реально сейчас существует, а не теоретические принципы сотрудничества, взаимодействия и т.п. Для последних применяют термин «интеграция». А глобализация – это плод развития западной цивилизации, как в экономическом плане (марксисты тут говорят о «продолжении» империализма), так и в духовном, со всеми уродствами масс-культуры, рекламы, СМИ. Жители Запада, возмущенные экономическим неравенством, плачевным положением стран «третьего» мира, адресуют свои протесты сильным мира сего, МВФ, ВТО – и «Большой восьмерке» (точнее, «семерке», т.к. Россия к странам Золотого миллиарда не принадлежит и на нее ответственность за обнищание третьего мира не ложится). Однако отказ от западной цивилизации для них вряд ли возможен. Отсюда – требование изменения, лозунг «Другой мир возможен!», провозглашенный в так называемой «Хартии Порту-Аллегри», принятой на Всемирном социальном форуме в этом бразильском городе. Но другой – только за счет изменений в заданных рамках.

Иное дело – Россия. Осознание наших традиционных ценностей – национальных, религиозных, цивилизационных – позволяет взглянуть на отрицательную сторону глобализации достаточно радикально. Одним из наиболее решительных отрядов антиглобалистов оказались православные активисты, которые заметили и отвергли попытки организации тотальной электронной слежки еще на подступах к ней – при введении ИНН, затем личных номеров, смарткарт с большим набором информации, вживляемых под кожу микрочипов. Большинство противников «нового мирового порядка», в частности, коммунисты и национал-патриоты, долго считали эти новшества нормальным проявлением прогресса. И только введение биометрических данных в микрочипы на загранпаспортах заставили их понять опасность и выступить в Думе против законопроектов об электронной идентификации. Кстати, альтерглобалисты – и у нас, и на Западе – до сих пор не видят опасности и смеются над «религиозными ретроградами».

Идея выразить русский взгляд на опасности была провозглашена «Антиглобалистским сопротивлением» - сообществом, куда входят или примыкают и православные, и коммунисты (включая и молодых радикалов). Они не только как-то уживаются друг с другом на совместных акциях, но и принимают общие документы мировоззренческого характера, каким был «Манифест сопротивления новому мировому порядку», принятый на первом всероссийском форуме антиглобалистов в январе 2005 г.

Накануне саммита «антиглобалисты без кавычек» (так назвала газета «Завтра» идеологов движения – И.Медведеву и Т.Шишову из Союза православных граждан») проводили второй форум, на котором был принят документ «Ответ на вызовы 21 века», впоследствии обсужденный и подтвержденный в Питере (или Ленинградской области – место встречи точно неизвестно) и получивший название «Ленинградской хартии». Этот текст неоднократно обсуждался в течение полугода и на круглых столах, и в сети. На сайте антиглобалистов www.anti-glob.ru можно найти промежуточные варианты, предложения и т.п. (что показывает, что над идеями работало немало людей, включая известных философов, публицистов – С.Строева из Питера, москвичей И.Гундарова и В.Алпатова, психиатра Ю.Полищука и других).  Кроме того, были включены предложения американского экономиста Линдона Ларуша, который прислал приветствие в адрес форума. Просматривается и участие «социалистически ориентированных» обществоведов из РУСО.

По сравнению с другими воззваниями и резолюциями многочисленных контр-саммитов «Ленинградская хартия» носит очень общий характер, не снисходя к конкретизации путей ее воплощения. Впрочем, на том же форуме было принято и предельно конкретное воззвание «Гарантии будущего», где указывались необходимые уже сейчас действия правительства для спасения подрастающего поколения и разрешения демографического кризиса. А хартия, явно названная так в подражание «Хартии Порту-Аллегри», с одной стороны продолжала ряд идей, там заложенных – о том, что «мир не товар», этому посвящена первая статья ленинградского обращения, требующая вывести из сферы товарных отношений образование, здравоохранение, культуру и безопасность. С другой стороны, добавлялись предложения, связанные с традиционными русскими представлениями о справедливом устройстве мира. В частности, были введены требования православных (вошедшие в программы всего «Антиглобалистского сопротивления») об отмене личных номеров и прекращении введения средств электронного контроля над личностью.

Прозвучало требование усиления нравственных начал в обществе ради контроля над научно-техническими достижениями, угрожающими самому существованию человека как вида. А нравственность имеет истоки в традиционных отношениях семьи и общества, поэтому логичным было требование сохранения этих институтов и их традиций. Отсюда же вытекала и необходимость суверенитета государств как хранителей наций и их наработанных веками ценностей. Поэтому, кстати, антиглобалисты не выступили, как альтерглобалисты, да и многие другие участники контрсаммитов, против встречи глав государств «Большой восьмерки»: это не наднациональнный институт вроде ВТО или НАТО. Главы государств имеют права встречаться для защиты интересов своих народов. Другое дело, действительно ли таково содержание их решений? И на форуме был провозглашен лозунг, выраженный замысловатой формулой, которая читалась: «Восьмерка, не будь шестеркой финансовых олигархов». В части финансов хартия предложила отойти от единоличного владычества доллара и запретить торговлю бумагами, не связанными с производственными активами. Это должно ликвидировать мыльный пузырь финансового капитала, давно оторвавшийся от нужд обслуживания производства – и подорвать владычество финансовых олигархов.

Вопрос о том, насколько предложенное осуществимо, можно даже не ставить. Ну, скажем, одно из требований: запретить рекламу, кроме специально отведенных изданий. Поскольку один из создателей хартии связан с рекламной деятельностью, очевидно, авторы понимали, какие деньги тут крутятся и сколько триллионов будет потеряно даже в не очень дорогой для рекламодателей России. На эти деньги не то что купить всех и вся можно, чтобы этого не допустить…В общем, жить захотят – как миленькие с рекламой смирятся!

 Но включение этого пункта было мотивировано опасностью для психического здоровья граждан – а это очевидный факт для любого практикующего психиатра. И в преамбуле хартии говорится о деградации западного общества, проявляющейся хотя бы в снижении коренного населения стран Запада. И психическое здоровье тут играет не последнюю роль. Так что вопрос идете не о благосостоянии людей связанных с рекламной отраслью, финансовыми спекуляциями, шоу-бизнесом (который тоже должен исчезнуть). Вопрос идет о жизни – в том числе, и этих людей, их детей и семей.

Вскоре после саммита и всех контрсаммитов, когда в уже известной нам интернет-газете «Взгляд» появилась статья о том, что «антиглобалисты провалились», пресс-центр «Антиглобалистского сопротивления» сделал заявление, что они своих целей добились. Срывать саммит они и не обещали. А внимание к идеям, сформулированным в «Ленинградской хартии» удалось привлечь на волне ажиотажа вокруг саммита. Там же комментируется и осуществимость предложений хартии. В шестидесятые годы, пишут антиглобалисты, столь же безумными выглядели требования остановить загрязнение окружающей среды, установить очистные сооружения, заменить производства на более чистые. «Кто пойдет на потерю прибылей?» - спрашивали скептики. Жизнь показала: пошли. Была осознана опасность для выживания, и парламенты стран одна за другой начали принимать законы, а государства – контролировать их выполнение.

В Ленинградской хартии речь тоже идет о выживании человечества. Западная цивилизация не только сама зашла в тупик, но и через глобализацию хочет лишить человечество любых выходов из него. Но пока разнообразие цивилизаций еще не ликвидировано, в их недрах зреют ответы на вызовы времени. Русская традиция предлагает: общество конкуренции должно быть заменено обществом сотрудничества. В тяжелых условиях севера именно взаимопомощь помогла русским выжить и создать мощную державу и великую культуру. Теперь эта формула входит в заключительную часть «Ленинградской хартии» - ответа на вызовы системного кризиса человечества.

Пока что сеть «Антиглобалистского сопротивления» немногочисленна, возможности претворения в жизнь идей, в том числе и из хартии, невелики. Но они будут воплощены в жизнь. Жить захотим – сделаем.

Н.Юрьева          

   

                                                       

 

Ваше мнение выскажите на форуме сайта!

         Назад